Максим Дунаевский: «Любая победа всегда радостна»

С 1 по 11 октября в Новосибирске пройдет премия «Музыкальное сердце театра». Композитор и президент премии Максим Дунаевский — об удаче и новой жизни старых песен.

Личный архив Максим Дунаевский

Максим Исаакович, фестиваль «Музыкальное сердце театра» был создан в 2005 году, но потом случился перерыв, и вот сейчас, в 2021 году, он возвращается в новом формате и с новыми людьми. Расскажите, что это за событие?

Прежде всего скажу, что «Музыкальное сердце театра» — не фестиваль. Это российская национальная премия в области музыкального театра. Фестиваль — сопутствующее мероприятие, которое придумано для того, чтобы публика и члены нашей Академии могли ознакомиться с последними работами российских театров в жанрах мюзикла и оперетты. Фестиваль может проводиться, может не проводиться, и тогда Академия будет ездить по стране и смотреть спектакли таким образом. Но в этом году фестиваль есть, и он проходит в Новосибирске. В следующем это может быть Екатеринбург, или Петербург, или Москва.

Почему выбрали Новосибирск?

Это город с насыщенной музыкальной и театральной жизнью. В нем есть такие театры, как знаменитый Новосибирский музыкальный театр, великолепный Театр оперы и балета, театр «Глобус», где тоже ставят мюзиклы…

…и в их числе «Алые паруса», музыку к которому написали вы. В свое время этот мюзикл стал лауреатом премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая музыка». А в этом году в конкурсе есть ваша постановка? Или, раз вы президент, это не комильфо?

То, что я президент, не имеет никакого значения. Как и то, что кто-то из номинантов является членом Академии. Существует экспертный совет, который, независимо ни от чего, выдвигает спектакли на те или иные номинации. В этом году в конкурсе участвует мой мюзикл «Капитанская дочка».

Вы успешный, известный композитор. Вызывает ли у вас какие-то эмоции победа в очередном музыкальном конкурсе? Конечно, если работа победит.

Вы правильно уточнили: если победит. Любая победа — она всегда радостна. А если нет, я философски к этому отнесусь. Как поется в арии Германа: «Что наша жизнь? Игра! Сегодня ты, а завтра я!»

То есть к успеху нельзя привыкнуть?

Зачем привыкать? Это всегда приятно.

Формулу Ахматовой «когда б вы знали, из какого сора растут стихи» можно применить к музыке?

Стихи — это слова. Слов бывает очень много, и они действительно бывают мусором, а музыка не возникает из хаоса. Мне кажется, она возникает уже оформленной.

Можете объяснить мне, человеку, который никогда не писал музыку, как это происходит?

Это происходит непонятным образом и каждый раз по-разному. Невозможно понять, откуда что берется. Сочинение музыки — процесс физически не осязаемый.

Но управлять им как-то можно? Вот многие писатели — вне зависимости от наличия или отсутствия вдохновения — садятся в 9 утра за компьютер и пишут до обеда.  

И музыканты так очень многие делают, я знаю. Всё зависит от характера человека. От его привычки трудиться по утрам каждый день. У меня не так. Я работаю совершенно не планомерно. Но когда у меня премьера на носу и нужно что-то очень быстро написать по заказу, я, конечно, сажусь и делаю.

Что вам для этого нужно?

Пожалуй, что и ничего. Немножко свободного времени.

А муза?

Нет!

То есть никаких стимулов и допингов?

Если человек заряжен на творчество, он будет заряжен на него, что бы вы ни говорили. А если не заряжен, то вы ничем его к этому делу не подтолкнете.

А деньги — добро или зло? Вы часто говорите, что коммерция убила эстраду.

Эстрада — это коммерческая музыка. Просто когда коммерческая составляющая перерастает в алчность, там уже никакого творчества нет. Творчество должно оплачиваться, но на первом месте у человека должно быть желание творить. Я бы даже сказал, невозможность не творить. А когда ты садишься заработать деньги, ничего живого там не будет.

Музыка для театра — другой случай?
Почему? Но при этом как часто люди садятся писать мюзикл, оперу или симфонию просто потому, что им хочется себя выразить. И потом, через какой-то промежуток времени это ставится, если сочинение понравилось еще кому-то. А может этого не произойти, но человек всё равно написал, потому что не мог не написать. Вот в этом разница между творчеством и заказной профессией.

Что скажете о популярности ремиксов и ремейков, это дань времени или беспомощность?

Тут надо разделить. Если мы говорим о театре или кино, когда большой художник хочет выразить свое видение классического произведения, это одно. Но думаю, что большая часть таких людей на телевидении и в кино особенно это делают от безграмотности и утлости. Человек просто ничего не знает и хватает то, что лежит на поверхности. А старые песни перепевают, наверное, потому, что не хватает новых. Или потому, что на следующем витке возникает интерес к ретропроизведениям. Такое тоже может быть.

Вы слышали ремиксы своих песен?

Очень часто и много. Это и «Ветер перемен», и «Ах, этот вечер!»… Пара десятков, а то и больше моих песен постоянно находятся в такой ротации. Это и есть жизнь музыки. Она бывает скоротечной, а бывает очень длинной — благодаря тому, что к песне возвращаются, перепевают, делают новые аранжировки.

Можно сказать, что у композитора сейчас больше возможностей?

Мы имеем возможность слушать и быть во что-то погруженными, но этой возможностью еще надо уметь воспользоваться. Это первое. Второе — возможности сегодня гораздо более ограниченны, чем раньше. Я вижу это по молодым музыкантам, исполнителям, певцам. Им очень тяжело сегодня приходится, потому что в мое время творчество поддерживало государство. Сегодня я этой поддержки не вижу. Людям приходится пробиваться самим, что достаточно трудно. К сожалению, очень многие застревают на этом пути.

Что для вас, как для президента премии, самая большая удача?

Самая большая удача в том, что она возродилась. А что в результате будет, какие произведения мы услышим, понравятся ли они публике, станут ли популярны — это лотерея.
 
Сайт фестиваля «Музыкальное сердце театра» — musicalheart.ru