Арам Вардеванян: «Я всегда пытаюсь успеть сделать 330 дел одновременно»

25 декабря в прокат выходит фильм Григория Константинопольского «Клипмейкеры», одну из главных ролей в котором сыграл Арам Вардеванян. О своей работе в этом проекте, а также о спортивном прошлом, азарте и воспитании дочери – актер рассказал в интервью ОК!

Фотограф: Иван Пономаренко Арам Вардеванян
.

Арам, наша съемка проходила буквально за несколько часов до показа «Клипмейкеров» в рамках кинофестиваля Зимний — ты уже видел картину до этого?

Нет, и в этот раз тоже не смотрел. Тут суть не в самом кино, не в том, какое оно, а в том, что мне дает просмотр. Это не очень хорошо, наверное, но у меня не возникает какого-то дикого желания посмотреть на работу, которую мы проделали, потому что примерно понимаю, каким получился фильм, помню досконально, что происходило на площадке. И я понимаю, что во время просмотра стану придираться к себе, к каким-то нюансам, и сделаю якобы «работу над ошибками». Но в следующем проекте я буду думать о том, что мне нежелательно делать те или иные вещи, лучше сделать вот так или вот так. Я начну ставить себе рамки, но это же другая работа, другая роль, другой режиссер. Никакого отношения к тому, что я увидел, это не имеет. Я хочу свободно с нуля приступать к новой работе. Потому что может в прошлом фильме это казалось ужасно, а в новом всё то же самое будет очень уместно.

Ты сыграл Армена Петросяна — очень важную центральную фигуру как в фильме, так и в жизни режиссера. Я знаю, что с работой над этой ролью у тебя связана какая-то мистическая история…

Можно и так сказать. Получилось так, что в первый съемочный день я приехал на площадку и познакомился там с Равилем, человеком, который работал вторым режиссером у Армена и Гриши раньше и был их хорошим приятелем. И мы сидели в вагончике, разговаривали об Армене — я пытался выведать еще какие-нибудь факты или события из его жизни. И когда мы заговорили о его гибели, Равиль сказал: «Он умер как раз осенью, где-то в это время. Я хорошо помню это день». Я решил посмотреть точную дату в Интернете и увидел, что это случилось 21 сентября. Я говорю: «Подожди, так это же сегодня!». Я сразу подошел к Константинопольскому, рассказал об этом ему, на что он ответил: «Реально, сегодня же день смерти Армена…». И сам стоит тоже в шоке, все были очень удивлены. У Армена была непростая судьба — и в личной жизни, и в профессиональной. Он прошумел с клипом Линды, ему стали предлагать больше работы. А потом они с Александром Хваном сняли фильм «Дрянь хорошая, дрянь плохая», где Армен сыграл главную роль в паре с Оксаной Фандерой. Перспективы были хорошие, но многие рассказывают, что его кто-то специально подрезал на той набережной. Думаю, что в девяностые такое могло быть. Армен был крутым мужиком, честным, добрым, талантливым.

Очень любопытно высказался о тебе Константинопольский: «Арам хочет успеть всё, но его надо держать в узде, потому что его сильно заносит». Я так понимаю, это твоя характеристика по жизни?

Забавно, что он это заметил и сформулировал. Это абсолютная правда, потому что я всегда пытаюсь успеть сделать 330 дел одновременно. Мне кажется, что окончательный вывод насчет меня он сделал после сцены, в которой попросил меня сымпровизировать. (Смеется.) По сценарию Армен снимает клип, а потом внезапно говорит: «Стоп», вскакивает с места и начинает объяснять команде, что они делают не так. И Гриша попросил меня просто накидывать варианты: ругать танцоров, объяснять что-то… И меня понесло! Я разошелся минуты на две — и так, и сяк и на голове стоял, и показывал, как надо плясать, подводил к себе женщин и мужчин, снимал с них маски. Я делал это так долго, сам себе надоел. Вообще, это плохой тон, когда артист берет на себя внимание и думает, что он здесь Брэд Питт, на которого очень хочется смотреть. Но я это делал сознательно не потому, что хотелось выступить, а я понимал, раз уж это импровизация, здесь нужно накидать как можно больше вариантов, Гриша потом нарежет из этого хотя бы секунды три. Я решил, что всё, что смогу, помещу в этот дубль. И в какой-то момент Гриша просто в микрофон на всю площадку закричал: «Стоп, Арам! Что происходит? У нас сцена 10 секунд!». После этого был еще дубль, где мы уже закрепили какие-то моменты. Но первый мне понравился больше. (Смеется.)

«Клипмейкеры» — авантюрная комедия и отчасти хулиганский байопик Константинопольского — в 90-х одного из главных пяти клипмейкеров, среди которых также были Бондарчук, Хлебородов и другие. Какую задачу ставил перед тобой режиссер?

Григорий Михайлович мне очень понравился с первых проб. Я много слышал о том, что он достаточно жесткий и работать будет непросто. Но из-за спортивного прошлого, видимо, мне было совсем не трудно. Он человек с хорошим юмором и самоиронией. И настолько самозабвенно отдается делу, с такой детской непосредственностью верит в то, что делает, что становится понятно — это смысл его жизни здесь и сейчас. Как бы грубо и жестко он не высказывался во время смены, как только смена заканчивается, он всех благодарит, целует и обнимает. Когда человек фанатик своего дела — сразу всё прощаешь. Я кайфовал на площадке. Всё немного в гротеске у нас было и в кадре, и вне кадра, а это то, что я люблю… 

В фильме звучит много музыки из 90-х — Пресняков, Титомир, Лика Стар… Тебе 27 лет, и ты явно рос на других песнях. А эту музыку слушал до съемок? Что вообще помнишь про 90-е?

Большинство песен, которые звучат у нас в фильме, я услышал впервые, но для кого-то они пробудят ностальгию, у кого-то сработают ассоциации, а кто-то, как и я, познакомится с прекрасным творчеством той эпохи. Когда смотришь сейчас клипы Гриши или Армена, там какие-то цветочки летят, думаешь — да ладно!? Но в то время, когда вся эта культура зарождалась, видимо, хотелось чего-то чистого, свежего, и чтобы цветочки летели. Это была такая вера в красоту, в свободу, в мир. Такое у меня ощущение от этих клипов и музыки. Я родился в 1995-м, и мое хоть сколько-нибудь осознанное детство началось с 2000-го, но период с 2000-2005 в любой провинции девяностые продолжались. Атмосфера немного еще была, в том числе атмосфера свободы. 

Беседовала: Анна Антонова

(Полную версию интервью читайте в номере ОК! от 26 января)

.