Анастасия Панибратова: «Стараюсь делать каждый проект уникальным!»

В портфолио Анастасии дизайн интерьеров таких известных ресторанов, как «Dr.Живаго», «Белуга» и «Блок». О фирменном стиле, копировании и современных тенденциях в интервью ОК!

dr Анастасия Панибратова

Анастасия, расскажите, пожалуйста, что сейчас актуально в оформлении ресторанных интерьеров? Какие тенденции?

Уже несколько лет на пике популярности — возврат к 60-м, 70-м годам прошлого столетия. Судя по выставке, которая сейчас недавно завершилась в Милане (к счастью, мы дождались ее, спустя два пандемийных года), тенденция эта сохраняется. Более того, многие фабрики берут работы своих знаменитых дизайнеров, которые творили очень давно, например, в начале 20 века, когда эти фабрики ещё только создавались, перерабатывают их с точки зрения новых технологий, иногда даже не меняя эргономику, и воссоздают их заново. Это говорит о том, насколько актуально смотрятся сегодня «иконы дизайна». И через десять, и через двадцать, и через сто лет они будут интересны и востребованы. 

Вопреки пессимистичным прогнозам 20-года пандемия сильно не отразилась на ресторанном дизайне: люди как хотели встречаться большими компаниями, так и хотят; как хотели социализироваться, так и хотят. Однако, появилась некая продуманность в ресторанных проектах. Я считаю, что сейчас курс на индивидуальность. С первых своих я придерживалась этого принципа и не изменяла никогда. Меня радует, что становится меньше проектов повального копирования и перефразирования друг друга, что особенно было заметно в объектах, которые мы привыкли называть стилем «лофт».

На что стоит обращать внимание при дизайне ресторана? 

Я всегда делаю акцент на «сценарии  движения» — планировка, продуманность того, как человек перемещается в пространстве. Несомненно, есть вводные данные, которых не избежать. Однако, ты понимаешь, как гостю приходится передвигаться, и как выстраивается поток движения официантов, гостей, менеджеров, и, как архитектор, своим планировочным решением задает эти схемы движения. Стоит обратить внимание и на освещение. В настоящее время стали больше внимания уделять персонализации, стало появляться много сценариев  освещения. Это не просто общая световая заливка, которая необходима по установленным нормам. Сейчас можно задать какую-то драму в интерьере, или наоборот, высветить определенные моменты, на которых автор хочет сделать акцент.

Как бы вы описали современное отношение дизайнеров к планированию кухонь в ресторанах?

Сейчас появление выносных кухонь — одна из самых ярких тенденций. Почти каждый ресторан старается показать, какие «звезды» работают у них на кухне. Профессия повара сейчас на пике популярности и популярность эта бывает сравнима с популярностью звезд. Еще одна цель появления выносных кухонь — показать чистоту, которая царит в местах приготовления пищи. Кроме того, к нам в страну пришел Michelin, и это неспроста. Конкуренция диктует свои правила.

Анастасия, что вы можете сказать о барных стойках и витринах в ресторанах? Что было модным раньше, и как дела обстоят сейчас?

Оборудование стало более эргономичным. Барные стойки сейчас стали площадкой для выкладки продуктов, чтобы показать посетителям красоту и свежесть продаваемой еды. Очень часто делают витрины с пирожными, тортами, так называемые «живые» витрины. Этот прием я уже использовала несколько раз, например в ресторане «Блок» в Санкт-Петребурге. А еще сейчас очень популярны холодильные шкафы, как винные комнаты, когда витрина становится частью интерьера. Там иногда висят туши животных, лежит мясо, рыба. Смотреть на это не всегда приятно, но, тем не менее, рестораторы любят делать такие вещи у себя в заведениях. Это своеобразное шоу. Витрины барных стоек превратились в самостоятельный элемент дизайна. Появились целые экспозиционные стены, а повар или мерчендайзер уже продумывает картинку внутри этого великолепия, которая будет привлекать внимание гостей.

А что насчет материалов?

Раньше были в моде и активно использовались изделия из нержавеющей стали, какие-то металлические крепежи, очень много стекла. Я не могу сказать, что нержавейка совсем ушла, но она была заменена на какие-то теплые металлы: латунь, черное железо, вороненная сталь. Натуральные материалы, конечно, всегда были в моде и никогда из моды не выйдут, но сейчас, конечно, бум ресайклинга, когда производят предметы интерьера из переработанных материалов. Мне очень нравится, когда это делают не ради того, чтобы поставить галочку, а когда это действительно обдуманное решение, переходящее в творчество. Современные технологии позволяют это сделать красиво и интересно.

Есть ли у вас любимые и нелюбимые материалы, которые вы используете в работе?

Конечно, есть. Например, я люблю использовать бесфактурный бархат. Один поставщик даже для меня привозит коллекцию бархата, где насчитывается 200 цветов, целая палитра! Очень важно понимать, что тебя поддержат твои подрядчики. Ещё я очень люблю делать какие-то особенные барные стойки, особенные люстры, светильники… Я не берусь за проектирование стула, кресла, поскольку это эргономика и работа большого количества профессионалов не один год, и тут слишком большая ответственность. А вот спроектировать люстру, торшер, световое панно – почему нет? Или стол. Столы мы тоже делаем особенными. Еще очень люблю натуральное дерево, натуральный камень, много работаю с хрусталем, и это уже переросло в коллекцию. Люблю работать с кожей, например, использую ее для стеновых панелей.

А нелюбимые материалы?

Нелюбимые материалы... Точно не люблю всякого рода нащельники, уголочки, порожки т.к. если тебе есть что прятать, то это признак плохого качества работы.  Ещё люблю честные брутальные металлы: черный металл, латунь, бронзу. Все природное гениально сочетается. Главное – правильно это уметь использовать.

Цвет или монохром? Что сейчас в моде? Что изменилось по сравнению с прошлым?

Если мы вспоминаем «кричащие», «ревущие» 90-е и начало 2000-х, то это было буйство цветов жёлтых и синих. Эти сочетания были недолго живущими в интерьерах. Но дело в том будет ли цвет или нет, а как хорошо вы умеете  ним работать. Сейчас же внимательнее стали относиться к цвету. Появилось много компаний, которые дают красивые колористические решения. Я считаю, что подбор цвета происходит не по моде, а исходя из запроса, задач, которые ты реализуешь в своём проекте. Одно время были модны бежево-коричневые интерьеры. А сейчас начали добавлять цвет. Однако, все цвета должны сочетаться, во всём нужна мера.

В дизайне ресторана «Блок» массивные монохромные вкрапления, например, красного цвета на фоне приглушенных, пастельных тонов.

Для мебели в этом ресторане были использованы шесть цветов. Проект был посвящен русскому авангарду. Яркие цветные пятна были всего лишь акцентами — стены были выдержаны в спокойных тонах. Везде нужен баланс. В этом ресторане использован такой прием, которого я никогда не видела и нигде больше не применяла, но очень хочу повторить. Там есть две стены, которые разделяют пространство ресторана на три условных части. И каждая стена представляет собой две композиции, написанные по законам арт-деко. Это сочетание золотых латунных рам, из которых как будто достали картины. На самом же деле это камины. Находится этот ресторан в «Ленинград Центре», на одном из последних этажей.

Насчет ресторанного дизайна. Есть ли какая-то тенденция в том, чего хотят заказчики? Или все пожелания индивидуальны и неповторимы? 

Во-первых, все клиенты хотят больше посадочных мест. Квадратные метры должны зарабатывать деньги. Меня почему-то не ассоциируют с лофтом, с какими-то простыми вещами. Ко мне приходят с такими проектами, где необходимо глубокое знание истории искусства, истории архитектуры. Многие проекты, которые мы делаем — они именно такие: насыщены деталями, потом это исторические здания. Не каждый проект само здание примет. Я считаю, что у каждого здания тоже есть душа. Ко мне приходят за «высоким стилем», хотя я с удовольствием сделала бы что-нибудь простое. Иногда люди, обращаясь к дизайнеру, говорят: «Мы хотим так, как там-то». Поэтому существует огромное количество похожих друг на друга мест. Вы, наверное, тоже замечаете это? «Копипастят» друг друга. А я просто работаю и стараюсь делать каждый проект уникальным, и это становится трендом. Время от времени, говоря о проектах коллег меня спрашивают : «Это ты сделала?». Я отвечаю: «Нет». «Тогда понятно…». А я говорю: «Ничего страшного, мы новое придумаем!»