Искусство лечит: что такое арт-терапия, и как она помогает справиться со стрессом?

Арт-терапевт (DFKGT), художник и психолог Центра лечебной педагогики Дарья Боголюбова-Кузнецова рассказала ОK!, чем отличается арт-терапия от курсов живописи, в чём она может помочь и какие есть «правила безопасности» при выборе арт-терапевта.

Legion-Media

Даша, расскажите мне и всем, кто никогда с этим не сталкивался, что такое арт-терапия?

Это относительно новое направление терапии, которое возникло после войны, в 1950–60-е годы. Есть арт-терапевтические подходы внутри других терапевтических направлений, а есть отдельная арт-терапия. Ее суть в осознанном использовании творчества в терапевтическом процессе. Этим она отличается от разговорных типов терапии. Хотя и в них, конечно, тоже присутствует творчество. Ведь творчество — это не только рисование и вышивание. Когда мы принимаем какие-то жизненно важные решения, мы тоже находимся в творческом процессе. Поэтому так важно разными способами поддерживать и развивать творческий подход. Арт-терапия — один из способов. 

А чем арт-терапия отличается от курсов живописи формата «мы научим вас рисовать за четыре часа, и вы уйдете домой со своей картиной»?Арт-терапия имеет серьезную теоретическую базу. В ней соединяются элементы теории личности из разных психотерапевтических подходов и теория творческих процессов. Это отдельное направление в психологии. 

То есть написать картину — не самоцель?

Это, как правило, неважно. Важно, что человек смог осознать или какой опыт получил, пока он писал картину. Более того, арт-терапия — это не всегда изобразительное искусство. В некоторых случаях используются разные творческие модальности. Это может быть музыка, театр, писательство. В разных странах определение «арт-терапия» применяется к разным жанрам. В Германии, где я училась, Kunsttherapie (от слова kunst — искусство) занимается только изобразительным искусством.

Для занятий арт-терапией нужны какие-то особые показания или диагноз? Или она пригодится любому человеку?

Я бы сказала, что не каждому человеку это может подойти просто потому, что изобразительное искусство не для всех является органичным выражением его опыта. Кому-то полезнее писать рассказы. Или петь. Для кого-то вообще не очень подходят творческие методы, и ему нужна классическая или постклассическая разговорная терапия. А кому-то для развития вполне хватает тех творческих вызовов, которые ему предлагает жизнь. 

Так все-таки в какой момент я должна понять, что мне стоит обратиться к арт-терапевту?

Часть людей приходят к арт-терапевту, потому что хотят лучше себя понимать. Им интересно, как они устроены, как устроена их жизнь, их отношения с другими людьми, и они хотят это исследовать. Им нужна терапия, направленная на самоисследование и развитие. Это один вариант. Второй вариант: человек ощущает некий дискомфорт — в отношениях или в эмоциональной саморегуляции. Например, молодая мама не справляется с эмоциональным протестом ребенка или страдает от отсутствия времени на себя. Этой женщине нужна поддержка. С одной стороны — реальная помощь с ребенком, а с другой — ей необходимо научиться саморегуляции, как оставаться в здравом уме и твердой памяти, когда твой двухлетний ребенок на всё говорит «нет»: «Нет, я не надену сапоги!», «Нет, я не надену шапку!», «Нет, я буду валяться в луже!».

И что в этом случае может сделать арт-терапия?

Ну вот конкретно в случае с гипотетической мамой я бы ей посоветовала в первую очередь не арт-терапию, а тренинги развития саморегуляции. Но для такого человека, как, например, я, это слишком техничный подход. Мне ближе арт-терапия, которая может помочь сконцентрироваться на себе и постараться себя понять. Ну вот что я чувствую, когда мой ребенок валяется посреди улицы в луже? Как мои чувства можно выразить метафорично? Очень часто у них есть визуальный образ, связанный с эмоцией, и когда мы с этим образом работаем, то можем влиять на эмоцию и трансформировать ее. Можем расширить контекст проблемной ситуации. Потому что очень часто в рисунке кроме изображения проблемы содержатся ее возможные решения. Такое бывает не всегда, но иногда случается.

Как я понимаю, самостоятельно заниматься арт-терапией нереально?

Мы сами можем рисовать и заниматься любыми видами творчества, что очень полезно и здорово, и в некоторых случаях на занятии арт-терапии происходит то же самое. Но нужно понимать, что, если наша цель — не просто переключить внимание или расслабиться, а решить какую-то проблему, нам нужна профессиональная помощь. Мы все видим себя и свои проблемы с определенного ракурса. Поменять его самостоятельно непросто. Лучше все-таки, если вам в этом поможет другой человек. Арт-терапевт. 

Занятия проходят всегда один на один?

Необязательно. Это может быть и работа в группе. Это разные истории и разные подходы со своими плюсами и минусами. Чтобы понять, подходит или нет, нужно в первую очередь опираться на свои ощущения. Если некомфортно, возможно, стоит уйти. Бывает, что дискомфорт возникает на каком-то этапе терапии, из-за того что что-то меняется, но, если с терапевтом в принципе некомфортно общаться, не стоит продолжать. Мы все люди и можем друг другу не подходить чисто по-человечески. Это совершенно нормально. 

Какое образование должно быть у арт-терапевта? Он должен быть художником или это не обязательно?

Во-первых, он должен иметь хорошее образование как психолог. И разбираться в своем предмете не только теоретически, но и практически. И конечно, хорошо, когда у него есть и художественное образование тоже. Арт-терапевт не обязан быть профессиональным художником, но должен быть хорошо знаком с искусством, которое он использует как терапевтический инструмент. Если человек не очень уверенно обращается с художественными материалами, ему сложно передать клиенту необходимую степень свободы. Искусство, оно ведь про свободу. И, конечно, как любой психотерапевт, арт-терапевт должен проходить личную терапию (какое-то достаточно продолжительное время) и получать супервизию.

Как чаще бывает — художник учится на арт-терапевта или психолог на художника?

Бывает и так, и так. Я, например, художник по первому образования, училась в магистратуре Академии художеств в Дрездене, она специально создана для художников, которые хотят стать арт-терапевтами. 

Заниматься искусством — этого для вас было мало? 

Дело в том, что я активно рисую с 5 лет. Рисование мне всегда нравилось как процесс, было полезно и всячески меня поддерживало. Окончив художественный вуз, я пошла учиться на арт-терапевта. А это предполагает серьезное самоисследование. Всё, чему ты учишься, ты пропускаешь через себя. То есть сначала всё проходишь как клиент. К чему я это говорю? К тому, что у меня всю жизнь был логоневроз. С 8 лет и до того, как я пошла учиться арт-терапии, точнее, где-то до середины обучения, я сильно заикалась. С тех пор у меня логоневроза нет. И это не связано с каким-то медикаментозным лечением. Его не было и нет. Я связываю это именно с арт-терапией, с опытом того, что то, что я делаю, важно другому человеку, с опытом позитивного безоценочного внимания, которое он тебе дает в этом процессе, с опытом лучшего понимания себя и большего доверия своему взгляду на жизнь и на себя. Просто занятия искусством мне этого не давали. 

Ничего себе! Убедили личным примером. Есть какие-то правила, как выбрать хорошего арт-терапевта?

Давайте пойдем от обратного. Я назову то, что вас должно насторожить при выборе арт-терапевта. Первое. Обратите внимание, не дает ли арт-терапевт вам конкретные советы относительно вашей жизни: разводиться или нет с мужем, с кем знакомиться, как одеваться. Если да — это должно насторожить. Второе. Вас должно насторожить, если терапевт использует некие ярлыки в общении с вами. Например, может сказать «Вы истеричка» или «Ваш муж психопат». Третье. Вы не должны состоять с вашим терапевтом в родственных, дружеских или деловых отношениях. Никакого бартера. И лучше, если вы не коллеги, хотя в некоторых случаях внутри организации такие поддерживающие встречи могут быть, но это очень сложная история. 

Как я понимаю, это условные «правила безопасности» при выборе психотерапевта любого направления. А есть что-то конкретное, по вашему профилю?

Я считаю, что не очень правильно, если арт-терапевт активно демонстрирует собственные художественные работы. Да, он может рисовать вместе с вами. Есть даже определенные техники, которые это подразумевают. Но если он не только арт-терапевт, но и действующий художник, он не должен звать клиентов на свою выставку, как не должен превращать в галерею свой кабинет. 

Но почему?

Действуя так, он заполняет собой пространство, а оно нужно клиенту.