Первый раз в первый класс: как подготовить ребенка к началу нового этапа в жизни

Три по-настоящему работающих совета от эксперта.

Legion-Media

Переход ребенка из беззаботно играющего посетителя детского сада в звено более взрослое и дисциплинированное волнительно и тревожно не только для него самого, но и для родителей. Какой будет учитель? Какой класс? Найдет ли он друзей и как вся семья по вечерам будет справляться с домашними заданиями — вопросы, которые терзают родителей. О том, как подготовиться к началу нового этапа, рассказывает коуч и автор бестселлера «Воспитывая счастливых людей» Любовь Сурудо. 

Рассказываем о школе

Комфортной адаптации школьника могут помешать негативные ожидания родителей, их собственный неудачный опыт школьных лет. Важно не перекладывать свои ожидания и страхи на ребенка: не пугать заранее, не вырабатывать враждебные или защитные механизмы. То, что пережили вы – совершенно не обязательно переживать вашему ребенку. 

Постарайтесь отказаться от собственных проекций и расскажите ребенку, что теперь его ждут знания, новые друзья и знакомые, открытия и эксперименты, новая ответственность. Можно поделиться своими интересными воспоминаниями о школьных годах, чтобы вызвать радостное предвкушение нового этапа. 

К школе не нужно мучительно и отчаянно «готовиться». Родители горазды на устрашающие виды мотиваций, но позиционирование: «Весёлая жизнь окончена! Сейчас нужно активно готовиться к школе, иначе будешь работать дворником дядей Васей», – не работает. 

Хвалим за процесс

Родители первоклассников сталкиваются с необходимостью выполнять домашние задания вместе с детьми. Здесь есть важный совет: хвалите не только за результаты, но и за процесс. Если ребенок правда старался, если ему было важно докопаться до сути, но не дозрел на ответ – не ругайте его за это, а сделайте акцент на стараниях. 

Так мы четко вырабатываем в детях важную установку на рост. В то время как в обратной реакции будет заложена установка на данность: я не силен в математике, я дурак, у меня нет способностей,  у меня ничего не получится. Наши успехи напрямую зависят от того, сколько времени и усилий мы потратили на то, чтобы узнать новую тему или отточить бросок в кольцо. В мире данностей ошибки воспринимаются детьми как страшный удар. В мире роста все зависит от наших стараний: всё возможно, если прикладывать усилия.

Проходим через кризис

Как раз в момент начала школьного обучения на семью обрушивается кризис семи лет. 

Как понять, что начался этот этап:  

●    Ребенок утрачивает детскую наивность, начинает все больше анализировать свои действия, их последствия, смысл всего с ним происходящего;

●    Активно развивается самостоятельность – школьник отделяется от семьи, иногда нарочито пытаясь быть взрослым, перестает быть послушным, отказывается помогать, делает вид, что не слышит вас; 

●    Появляются новые друзья и сферы влияния, а с ними вечные переживания на тему справедливости, поиск единомышленников, конкуренция. 

Сразу хочется сказать, что в кризисе нет ничего страшного: он не характеризует вас как плохого родителя и не говорит, что с вашим ребенком что-то не так. Кризис – это естественный и важный процесс, который свидетельствует о развитии ребенка. Период школьной адаптации может длиться от двух недель до одного года.

В этот время очень важно:

●    Быть рядом с ребенком, показывать вашу готовность принять его и выслушать;

●    Не обесценивать его переживания («Ой да ладно, подумаешь тоже, нашел из-за чего расстраиваться»);

●    Учить ребенка обсуждать проблемы, проговаривать свои чувства и эмоции;

●    Задавать как можно больше вопросов. Вопросов, на которые нельзя ответить односложно «да или нет». Например: «Я видела мальчика с красным портфелем в вашем классе, расскажи мне про него, кажется он очень активный?»;

●    Если ребенок нехотя поддерживает разговор, попробуйте начать сами и расскажите про себя, как прошел ваш день. Будет полезно, если между делом вы расскажете, как, например, сегодня ошиблись или что-то перепутали. Тем самым «нормализуя» право на ошибку и показывая, что каждый может ошибиться, а потом понять это и исправить;

●    Если вас ждет серьезный разговор с ребенком – не навешивайте на него шаблоны и диагнозы, анализируйте его действия, а не его самого. Не «ты дурак», а «я вижу, что ты не смог справиться с этим заданием, давай попробуем понять в чем дело». Не «ты медленный», а «кажется, тебе требуется гораздо больше времени, чтобы прочитать этот абзац». Когда ребенок слышит, что плохой он сам – он не знает, как это исправить, такая характеристика вызывает болезненное чувство стыда. Когда ребенок слышит, что что-то не так с его действиями, он знает, что это решаемо.

Домашняя среда должна быть безопасным местом для обсуждения переживаний. Уверенный в себе и поддержке близких школьник быстрее адаптируется к новой среде и делает это не потому что боится стать дворником дядей Ваней, а потому что ему интересно и важно всё происходящее. Потому что рядом с собой он видит такого же интересующегося взрослого и понимает, что впереди огромный мир, частью которого так хочется быть.