10 типичных ошибок продвижения нового проекта: объясняет эксперт

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов рассказал, почему не стоит петь в России на английском, и зачем нужен договор с вашим близнецом.

Выступление главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова на тему «Пиар и продвижение нового музыкального проекта: 5 необходимых действий и 10 примеров частых ошибок» состоялось 18 сентября 2021 года на конференции MuzzLab, проходящей в рамках фестиваля NAMM Musikmesse в «Экспоцентре». Мы записали для вас все ключевые тезисы.

По словам спикера, тема продвижения музыкальных проектов приобрела особую актуальность в период пандемии, когда - по результатам Комплексного исследования сферы культуры - падение финансовых показателей культурных индустрий приобрело угрожающие масштабы, а сектор зрелищного предпринимательства рухнул на 80-90%. 

Эксперт по пунктам остановился на тех шагах, которые необходимо сделать артисту и его команде для запуска и развития своего проекта. 

Определить портрет близкого и любимого человека, к которому вы обращаетесь - это ваша аудитория

Вся индустрия культуры построена на любви, - подчеркнул Евгений Сафронов. - Чем больше тебя любят, тем больше ты зарабатываешь. Поэтому не пожалейте времени на то, чтобы узнать свою аудиторию, чего она хочет, о чем мечтает. Это не так просто - ведь если вы спросите прямо, то вам скажут одно, а думать будут другое. Нужно разбираться, вникать, угадывать.

Определить стилистику проекта 

Принципиален язык, которым вы общаетесь с аудиторией, - заметил Евгений Сафронов. - Некоторые гордятся своей «самобытностью» и тем, что они якобы придумали «собственный стиль», забывая, что даже наши ноты - это темперированный строй, определенный еще Иоганном Себастьяном Бахом. Творчество всегда строится на огромном количестве информации, созданной другими людьми и которую ты перерабатываешь до тех пор, пока не поймёшь, что именно этот язык будет доступен твоей аудитории. 

Legion-Media.ru Legion-Media.ru

Придумать название проекта

Вы можете препарировать свое имя и придумывать псевдонимы, - отметил Евгений Сафронов, - но в любом случае, прежде, чем использовать название, необходимо его проверить на фокус-группе - удобно ли его произносить, легко ли оно воспринимается на слух? В названии в идеале должно быть 1-2 слова, в каждом по 1-2, максимум 3 слога. Исключения есть, но они редки. Не поленитесь также проверить, легко ли будет вас найти в интернете, не затеряетесь ли в похожих словах.

Зарегистрировать название проекта и URL

Название или имя - это ваш товарный знак, его нужно регистрировать в Роспатенте  как можно скорее, - объяснил Евгений Сафронов. - Интересно получилось с группой На-На, которая, выяснив, что URL с их названием уже зарегистрирован, решила не тратить силы и деньги на его выкуп, а использовать адрес na-nax.com - впрочем, это соответствовало неповторимой манере Бари Алибасова. А группе «УмаТурман» для подписания контракта c Warner Music пришлось вообще изменить название на Uma2rman. Несмотря на сложности, все они смогли продолжить работу, но вообще о подобных вещах тоже лучше думать заранее.

Legion-Media.ru Legion-Media.ru

Собрать команду и начать работу

Этот этап может быть и первым - как пойдёт.

Далее спикер рассказал, что не нужно делать артисту при продвижении. 

Надеяться быстро и много заработать

Денег в индустрии всё меньше, как уже было сказано выше, - напомнил Евгений Сафронов. - Нужно привыкнуть к мысли, что даже если и удастся заработать, то всё нужно будет и дальше вкладывать в дело. Но деньги к вам могут пойти например, от богатых родственников, супругов - это очень распространено. На билетах могут зарабатывать разве что суперзвезды, особенно в Москве, где невероятная конкуренция.

Рассчитывать только на себя

Один артист или автор вообще не может ничего сделать, - указал Евгений Сафронов. - Зрелищная индустрия коллективна, очень многое зависит от тех, кто рядом с вами. Посмотрите на простую схему, - из чего состоит успех? Мы объединяем факторы в четыре группы:

  • Личность исполнителя – это вы, ваши таланты, образ, харизма;
  • Авторский контент – слова, музыка, изображения, которые вы создаете сами или получаете от автора (обязательно легальными способами);
  • Менеджмент – профессиональная работа людей;
  • Продвижение – тоже профессиональная работа, но уже других людей.

Недоработки по одному из направлений тянут вниз весь проект, как видно на схеме.

Недооценивать свои силы, бояться публики

Уверенность, граничащая с безрассудством, обязательна как для артиста, так и для менеджера. Чем чаще вы выходите на сцену и коммуницируете с публикой, тем лучше - только так отрабатывается профессионализм, даже если вас освистают. Элтон Джон часто и с теплотой вспоминает свои первые провальные концерты и то, как однажды ему даже запустили помидором в голову. Эти провалы помогли ему понять, куда двигаться дальше.

Переоценивать свои силы, презирать публику

Посмотрите на график, отражающий изменения в населении мира за последние столетия - численность выросла в 7 раз, а вот средний уровень культуры неизбежно падает. Молодёжь тяготеет к все более простому искусству. Кому-то это может не нравиться, но ощутимо изменить тренд нельзя. Однако можно и нужно это знание использовать - не вставать в позу «непризнанного гения», а работать с аудиторией, стоящей перед вами, повышать уровень её культуры. Но вы не сможете этого сделать, если будете аудиторию презирать, так что её надо, как я уже говорил выше, любить.

Переоценивать важность пиара 

По схеме выше мы видим, что PR имеет серьёзное значение, но с помощью одного только этого фактора еще ни один проект не добился успеха, - рассказал Евгений Сафронов. - Успешные проекты активно пиарятся, но в них обязательно есть и другие составляющие - артист и его харизма, знание стиля, умение работать с публикой; авторы, которые создали для него произведения; люди, которые создавали для него стиль. Конечно, в свое время Юрий Айзеншпис - скорее в шутку - говорил, что он может раскрутить даже фонарный столб. Это возможно, но слишком дорого, а значит - невыгодно. Зато если у человека есть талант, харизма и имидж, его раскрутить намного проще и выгоднее. Поэтому ни один уважающий себя продюсер не будет раскручивать «фонарные столбы» - незачем. 

Не следить за событиями в мировой индустрии

Для нас очень важно следить за мировой музыкальной индустрией хотя бы потому, что объемы российской индустрии в сто раз меньше американской, и мы всегда повторяем всё, что происходит у них, но с большим опозданием, - констатировал Евгений Сафронов. - В 1999-м Александр Толмацкий восторженно рассказывал, каким будет триумф рэпа в России буквально через пару лет, и каким хорошим лидером направления станет его сын. Конечно, Децл был первым массовым исполнителем рэпа в России, но до расцвета этого движения в стране было еще очень и очень далеко: к сожалению, ни проект, ни исполнитель до этого не дожили. Вывод простой: нужно внимательно изучать, что там у них, но понимать, что происходит здесь у нас, и пытаться рассчитать, когда те или иные тренды до нас дойдут. 

 Усложнять музыку

Выше мы поняли, что в ближайшие годы рассчитывать на повышение культуры аудитории мы не можем. Будьте проще! К примеру, вокально-инструментальная музыка легче для восприятия, чем чисто вокальная или инструментальная, песни не должны быть слишком длинными, в них не нужны сложные модуляции в тональности третьей степени родства - и так далее.

Игнорировать авторские и смежные права 

Несмотря на то, что права возникают в момент создания произведения, без регистрации, всегда полезно обращать на это внимание именно в начале работы, и предпринимать простые меры для фиксации творческих результатов - подписывать договоры с членами группы, авторами, композиторами, привлеченными исполнителями. Хорошо бы сразу заключить договор и с издательством, а если пока рано - с Российским авторским обществом. Это облегчит задачу распознавания ваших произведений. - подчеркнул Евгений Сафронов. - В вопросах прав не надо рассчитывать на дружбу и семейные отношения. Казалось бы, «Братья Грим» - близнецы, куда уж ближе - но даже между ними случился конфликт из-за авторских прав.

Платить и брать деньги без документов

Важно понимать, что деньги платятся не просто так. Покупатель и продавец могут не понять друг друга впопыхах – а в результате поссориться. Нужно ли это? Фиксируйте все детально на бумаге РУЧКОЙ или в электронной почте.

Legion-Media.ru Legion-Media.ru

 Не знать законы 

Творческие люди часто боятся законов. Но если вы профессионал, то знание законодательства даст вам возможность и в ссоре, и даже в драке назвать статью, на которую нарывается соперник. Вы даже представить себе не можете, как это на него повлияет. 

Заниматься политикой 

Политика, то есть, борьба за власть - самая ответственная и сложная сфера деятельности в мире. Даже самые опытные и талантливые люди в жесточайшей схватке нередко проигрывают, теряют позиции и даже жизнь. Куда уж здесь творческим людям, наивным и доверчивым, верящим в справедливость - их ведь сразу используют совсем не так, как им хотелось бы. Творчески поработать по заказу политиков - не грех, это очень даже полезно и выгодно. Но самим заниматься этим не нужно. 

Игнорировать новости индустрии

Игнорировать новости — это же глупо. - подытожил Евгений Сафронов. Обязательно следите за всеми достижениями соперников и друзей, современными трендами и обзорами - на крупнейшем в зрелищных индустриях Восточной Европы новостном портале