Известный парфюмер Оливье Кресп рассказал о том, как создаются гурманские ароматы

Автор культовых Angel, Thierry Mugler, L'eau par Kenzo, Light Blue, Dolce&Gabbana, Nina, Nina Ricci и основатель собственного бренда Akro, рассказал в эксклюзивном интервью ОК! о том, как превратил свои зависимости в ароматы.

Фото: Дарья Орлова

Название бренда происходит от французского слова Accro ("зависимость").  А названия ароматов — AWAKE, HAZE, SMOKE, DARK, MALT, NIGHT, INK, BAKE и RISE обозначают эти зависимости и написаны на английском языке. Оливье Кресп, который начинал свою карьеру с гурманских ароматов, не любит простых задач и традиционным цветочным парфюмам предпочитает те, что рассказывают о людских страстях. Тату, путешествия, табак, виски, марихуана, шоколад, кофе, пирожные…  Ваши маленькие пороки и особые пристрастия теперь заключены во флаконы парфюмерного бренда AKRO, основанного мастером-парфюмером Оливье Креспом и его дочерью Анаис.

В интервью Ксении Рыжанковой (ОК!) маэстро рассказал о своем видении парфюмерии и новом аромате East, который он приехал представлять в Москву. 

Господин Кресп, Вы автор легендарных духов ХХ века Angel Thierry Mugler, которые открыли новое гурманское направление в парфюмерии. Почему вам захотелось включить в аромат съедобные ноты сахарной ваты, шоколада? Это поиск какого-то нового пути в парфюмерии или это ваше особое взаимоотношение с едой?

Иногда очень сложно объяснить, почему происходят какие-то вещи, как они получаются. Когда мне было 18 лет, я переехал в США, где стал изучать парфюмерное дело. Я очень много работал с различными нотами: с ванилью, с пачули. И когда однажды я вернулся обратно во Францию, я встретился Тьерри Мюглером и говорил с ним в течение многих часов. Не спрашивайте меня, как, но после встречи я понял, что в пачули и ваниль необходимо добавить гурманские нотки. Почему? До сих пор не знаю.

После этой встречи с Тьерри (а я на тот момент разрабатывал вместе с ним очень сильные, мощные ароматы, которые должны были подчинять и захватывать), я понял, что в моей голове рождается что-то уникальное. Изначально мы с ним хотели сделать сильный аромат, который будет слышен далеко и повсюду. И вот меня неожиданно осенило, что нужно сделать, чтобы потрясти воображение. Я не сразу понял, что открыл новую дверь, новый путь в парфюмерии, потому что действовал интуитивно.

Сейчас я покажу вам аромат Bake, которым я очень горжусь. Действительно я по-настоящему горжусь тем, что создал этот гурманский аромат. Ведь я не только парфюмер, но и волшебник.

Однажды мне позвонила моя дочь и сказала: «Папа, ты можешь засунуть капкейк во флакончик с духами?». Я сказал: «Могу». Потому что я мыслю метафорично. Действительно сюда добавлены лучшие лимонные масла, взбитые сливки Шантельи, карамель. Конечно же сами по себе крем, взбитые сливки не давали бы такого красивого аромата. Но при добавлении других нот, они зазвучали.

Или аромат Awake. Это Кофе. Сохраняет в вас заряд бодрости. Тоже очень успешный. Здесь бразильский кофе, кардамон, лимон и ветивер. Когда я что-то создаю, хочу, чтобы это было просто и понятно людям. 

Еще один аромат-зависимость — Rise. Это зависимость от отпуска, от отдыха. Если 10 человек спросить, с чем ассоциируется у них этот аромат, никто не скажет «роза» или «жасмин». Это скорее воспоминание о счастливом времени. У вас должна возникнуть такая образная картина: лето, два человека, светит сильное солнце, они идут по побережью, их омывают волны. Соленый эффект здесь создается за счет использования листьев бессмертника. Также есть элементы морских водорослей. И вот они гуляют по этому побережью в свете волн, потом они присаживаются где-то в кафе выпить пины колады.

Вот этот новый аромат называется East («Восток»). Это аромат о моих собственных путешествиях: Ближний Восток, Азия, Юго-Восточная Азия. Это древесный аромат, потому что везде в мире есть дерево. В него входят древесные, кедровые ноты, шафран, замша, роза, малина.

Вы посвятили эту линию запретным удовольствиям. Страсти, татуировки, табак, алкоголь, шоколад. Что из этого можно назвать вашим личным guilty pleasure?

У меня куча запретных удовольствий. Шоколад, алкоголь, кофе и много других. Очень многим мы делимся с дочерью. В следующем году планируем новые ароматы. Например, три года ушло на создание этого аромата чая Оолонга (улуна).

Сейчас у нас есть 10 ароматов, которые завоевали мир и очень хорошо продаются. Номер один - Bake. Номер два - Rise. Номер три - East. Номер четыре – Awake и пр.

Вы работаете над ароматами вместе с дочерью, которая живет в Англии. Что от английской парфюмерной традиции в Akro, а что - от французской?

Ароматы создаются в Англии. Скажем так, английский замысел был приведен в исполнение французским парфюмером. Я создаю их, а дочь занимается маркетингом и поддержанием наших социальных сетей и всех коммуникаций. Это плодотворное сотрудничество. Потому что она не парфюмер, а я очень далек от маркетинга.

Расскажите, пожалуйста, как проходит ваша работа над ароматами. Опишите один день из жизни парфюмера.

Обычно я прихожу в офис часам к 10. Работаю я обычно до 7-7:30 вечера. На самом деле мне не нужно каждый раз заново вспоминать эти ароматы в лаборатории, потому что я их все знаю наизусть. Я сажусь за компьютер и разрабатываю новые идеи, формулы. Потому что для меня важно, чтобы все, что мы делаем отличалось от того, что уже есть на рынке. Работаю над новым ароматами Akro, экспериментирую. Я никогда не тороплюсь, всегда сохраняю спокойствие. И для меня очень важно не нервничать, получать удовольствие, чтобы одновременно это было и радостно, и увлекательно. Также я довольно много делаю по заказам других брендов. Это могут быть и L’Oréal, и Louis Vuitton и др. Работаю я с достаточно большим кругом, получается 20-30 важных международных переговоров в течение года.

За время своей практики я понял, что природный дар, талант может быть у каждого. Но если это не вкладывать работу, то талант умирает, не развивается.

Вы создали много известных ароматов, которые стали хитами. Но все же решили основать собственный бренд. В чем для вас разница между работой на другую марку и на свою?

Мне нравится работать и над собственным брендом, и над чужими. Я получаю проект от клиентов, очень тщательно над ним работаю, стараюсь максимально успешно его реализовать. Китай, Нью-Йорк или Париж — для меня это возможность протестировать рынок и понять, что на нем уже есть, что можно сделать лучше, какие техники существуют, какие приняты, какие можно предложить. Это то, что я делаю для других брендов.

Когда я работаю над собственным брендов, то гораздо более открыт экспериментам, рискую, могу брать на себя больше ответственности и быть дерзким. Я не хочу забрать себе 98% мирового рынка, для меня достаточно, если всего 2% будут моими клиентами.

Как вы думаете, чем ваши ароматы  выделяются среди других?

Я бы сказал, что мой бренд уникальный. Он смелый, дерзкий. В нем есть стиль, он метафоричен, минималистичен и очень разнообразен. Мы можем начать с Haze, перейти к гурманскому Bake и потом — к древесным ароматам. Я экспериментирую.

В этой линейке аромат East можно назвать самым сложным? Как велась работа над ним?

Он действительно сложнее, потому что в нем больше 40 ингредиентов. Здесь и формулы более длинные, чем во всех остальных ароматах. Я старался избежать характерных для ближневосточных ароматов сырных и немного животных нот, которые напоминали бы о конюшне, верблюдах. Мой аромат звучит чисто и красиво.  

Какая у вас мечта как у парфюмера?

Мне бы хотелось войти в двадцатку из ведущих четырех тысяч. Мечты сбываются.

Текст: Наталия Филипченко, Ксения Рыжанкова. Фото: Дарья Орлова.