Разбитый ящик асептолина: в Москве прошла премьера спектакля «Добыть Тарковского»

В пространстве «Внутри» представили постановку по одноименному сборнику рассказов Павла Селукова с молодыми артистами МХТ им. А.П.Чехова.

Пролетарка – самый отдаленный и депрессивный район Перми, на границе города и могучей природы Прикамья, соседствующий с женской колонией, — место действия спектакля режиссера Дениса Парамонова «Добыть Тарковского» по одноименному сборнику рассказов Павла Селукова. Премьера состоялась 2 марта в пространстве «Внутри». 

«В прихожей мне тревожно. Прихожая — предбанник улицы, а на улице может произойти все что угодно. Я превращаюсь в педанта. Подолгу стою перед зеркалом, причесываюсь, поправляю складки брюк, проверяю карманный нож. Улица меня пугает и будоражит. Никогда не знаешь, куда она тебя заведет. В каком-то смысле моя Пролетарка тоже состоит из комнат».

В спектакль вошли шесть рассказов из сборника: «Добыть Тарковского», «И биться сердце перестало», «Тристана и Ланселот», «Кентавр и Верещагин», «Почти влюбился», «Ящик асептолина».

В ролях — молодые актеры МХТ им. А.П.Чехова: Кузьма Котрелев, Дмитрий Сумин, Мария Сокольская, Владислава Сухорукова, Антон Лобан и Александр Поршин.

Писатель Павел Селуков пришел в большую литературу окольными путями. Работал формовщиком, дворником, охранником, вышибалой в клубе, торговал на рынке, копал могилы, писал новости для правозащитной организации Пермская гражданская палата — и параллельно ежедневно писал рассказы в одной из соцсетей. Завоевав там массу поклонников, закрыл аккаунт и стал печататься в толстых журналах. Сборник «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы» вышла в финал конкурса «Национальный бестселлер».

Режиссер Денис Парамонов пришел в театр самым прямым путем. Через детские театральные студии, съемки в «Ералаше», учебу в Театральном колледже Олега Табакова, работу в Театре Олега Табакова, учебу на режиссерском отделении в ГИТИСе (мастерская Олега Кудряшова), работу в МХТ им. А.П. Чехова и успешное совмещение актерства и режиссуры. Но самый депрессивный район Перми под названием Пролетарка, описанный Павлом, живо напомнил Денису окраины Тольятти, где прошло его детство. 

А в героях Селукова, ищущих любовь, смысл жизни и себя в ней, несмотря ни на какие обстоятельства, узнал родственные души. «Добыть Тарковского» — второй спектакль Дениса Парамонова-режиссера (первый, «Й» по «Вию» идет в Театре им. Ермоловой, эскиз третьего, по «Эшелону», принят к постановке в Театре на Таганке) и первая постановка прозы Селукова в драматическом театре.

«Это первая постановка рассказов Павла Селукова в драматическом театре (до этого был только кукольный спектакль), — прокомментировал режиссер Денис Парамонов. — Автор описывает очень интересный архетип людей, живущих в конце 90-х – начале 2000-х в пермском районе Пролетарка, одном из самых криминальных и опасных в то время. Паша сам там жил и понимает, о чём пишет, знает большинство персонажей своих рассказов. Было очень интересно, как человек в таких условиях может любить, ненавидеть, ошибаться, иногда находить себя, иногда не находить. Но главный интерес — те архетипы и обстоятельства, то место и время, которые были выбраны автором. Рассказы хоть и небольшие, но очень емкие и с достаточным количеством изменений внутри линий, где персонажи могут себя проявить. В каждом рассказе, кроме «Ящика асептолина», есть тема поиска себя: где-то человек уверен, а потом ошибается, где-то не уверен, но потом находит. В общем, у всех героев есть стремление узнать себя и «пристроить» относительно мира. «Ящик асептолина» объединяет и место, и время, и людей, которые там живут — венец всему. У нас возникла идея распеть эту историю, как некий рождественский вертеп. Хороший, светлый, на мой взгляд, финал. Мне хотелось посмотреть на героев с другой стороны, вне социального расслоения и снобизма».

Ближайшие показы пройдут 3 апреля и 1 мая в 20:00.