Борис Дергачёв: «Юмор — история без правил»

10 января на канале СТС стартует новый комедийный сериал «Семейка», в котором главные роли исполнили Борис Дергачёв, Ольга Дибцева, Вадим Демчог и Татьяна Орлова. Мы поговорили с Борисом о его отношении к юмору, родному городу и об изменениях в жизни после тридцати.

Борис, сериал СТС «Семейка» можно считать энциклопедией семейных отношений?

Мне кажется, наш сериал, действительно, можно использовать как способ посмотреть со стороны на семейные пары, на обстоятельства внутри бытовых ситуаций, разобраться в них и понять, что из-за чего-то, возможно, и не стоит ругаться. И своего героя я хотел показать человеком, который с помощью психолога, семьи, любви, детей и юмора пытается справиться со всеми сложностями. 

Ваша партнёрша по сериалу Ольга Дибцева, кстати, многое знает о психологии. Что вы подмечали в работе с ней? 

С Олей мы знакомы много лет: снимались в нескольких проектах, при этом у нас много общих друзей в индустрии. На пробах были рады видеть друг друга, встретились как старые знакомые, которым посчастливилось попробоваться вместе, ну и потом посниматься. Мне кажется, даже внешне мы очень подходим друг другу. (Улыбается.)

Как-то вы признавались, что любите сниматься в комедиях. На ваш взгляд, существует формула идеальной шутки?

Думаю, что нет. Мне кажется, юмор — история без правил. Конечно, можно сделать шутку по правилам, но она будет неинтересной. А в целом, стандартная шутка проходит три этапа. Сначала загон — про что будешь шутить, потом развитие — чуть-чуть приоткрываешь шутку, а потом и добивка. Формулы идеальной шутки не существует. И, на мой взгляд, чем хуже мы живём, тем смешнее шутки.

А стендап вам нравится?

Сейчас редко смотрю стендап, потому что, когда что-то не нравится, думаешь: «Зачем я потратил время?» А если смешно, начинаешь немного завидовать этому человеку. Ведь он сейчас на сцене, выступает, а ты сидишь дома, смотришь ютьюб, ешь что-нибудь и думаешь: «Блин! Я бы тоже так мог!» (Смеётся.) Но в целом, я видел и российский, и американский, и английский, и французский стендап. 

Какие комедии чаще пересматриваете?

В этом жанре есть лидер — это «Реальные упыри» Тайки Вайтити. Он один из шоураннеров, сценарист и режиссёр проекта. Это история про вампиров, которые живут в современном мире. Мы видим их жизнь, как они приловчились существовать среди обычных людей. На самом деле мокьюментари — прекрасный жанр, а Тайка Вайтити — крутой режиссёр. А за сценарий «Кролика Джоджо» он, между прочим, взял «Оскар».

В этом году вы отметили важную дату — тридцатилетие. Был ли список дел до тридцати? Успели всё сделать?

Я многое планировал, правда, мало что успел. (Улыбается.) В принципе смешно планировать что-то в современном мире. И я скорее тот человек, который действует и живёт здесь и сейчас. Да и мир диктует свои правила и быстрый ритм. Каждый год обновляются смартфоны, а человек должен что-то принимать в себя, чтобы продуктивнее существовать в этом режиме. И жизнь в Москве тоже накладывает свой отпечаток. 

А есть ощущение, что вы в двадцать и тридцать — два разных человека?

Сто процентов! Я умнее, во мне меньше животного и больше разумного. (Улыбается.)

В детстве вы занимались и КВН, и музыкой. Сразу было ощущение, что вас ждёт творческая профессия?

Да, на сто процентов был уверен. В школе учился не очень, может, потому, что меня сильно увлекали творчество и свобода. Я прогуливал школу, родители об этом не знали. Вместо занятий шёл к другу, где играл в компьютер, любил кататься на велосипеде, гулять, ездить на репетиции старшей команды КВН, которая была не от школы. Занимался всем, что было интересно. Хотя папа и говорил: «Сначала должен получить нормальную профессию, а потом уже вот это всё!» (смеётся).

Вы из Саратова, а это родина Олега Павловича Табакова, Евгения Витальевича Миронова. Как думаете, почему в вашем городе появляются такие таланты?

Ничего не имею против Саратова, но в Саратове, как и в любом небольшом городе, жизни практически не видно, особенно в юношестве. Небольшой круг общения, никуда не можешь пойти из-за возраста и уехать, потому что нет денег. И эти ограничения рождают желание быстрее выбраться, стать лучшим в своём деле. Я думаю, что большая часть людей, добившихся чего-то в своей жизни, скорей всего, из бедных семей и маленьких городов. Всё исторически складывается так, что слово «покорять» придумано для провинциалов: покорил Москву, вершины, города, сердца и души зрителей. А если романтично ответить на этот вопрос, то, конечно, всё дело в природе: Волга, просторы полей, степей, ранее припаханных копытами лошадей (улыбается). 

В каких городах чувствуете себя как дома?

В Саратове, Энгельсе, Москве, очень хотелось бы, чтобы и в Петербурге, где я часто появляюсь. Кстати, только в тридцать впервые увидел его. Как-то так жизнь всё время меня отводила от Петербурга: каждый раз отменялись то фестивали, то съёмки. И вот в этом году случилось сделать там картину. Специально жил не в гостинице, а в небольшой квартирке во дворике на улице Чайковского. И прекрасно себя чувствовал! Хочу, чтобы Питер стал домом, а ещё лучше дачей, где можно хорошо проводить время с друзьями. 

Сейчас всё чаще говорят о цифровом детоксе. Вам это знакомо? 

Мне ничего не мешает это сделать. И я иногда ограничиваю себя, стараюсь меньше брать телефон, реже смотреть ленту инстаграма. Правда, бывают моменты, когда хочется просто потупить в телефоне. (Смеётся.) Кроме того, снимаю небольшие ролики юмористического характера для соцсетей. И чтобы они придумывались, нужно, скажем так, изучить много бесполезного контента. При этом мечтаю вернуться к олдскульным вещам — книгам и музыке. Недавно купил проигрыватель винила. До сих пор кайфую: вот сейчас сижу дома, смотрю на него и думаю: «Господи, как это красиво!»