Медиапродюсер Татьяна Тур: «Я всегда буду поддерживать талантливую молодежь»

Генеральный продюсер GUTSERIEV MEDIA, основатель продюсерского центра SOUND MEDIA, продюсер многих музыкальных проектов, шоу, артистов, член жюри «Битва поколений 2» на телеканале МУЗ-ТВ, «железная леди» Татьяна Тур создает невероятные шоу, задающие новую планку в индустрии. Как ей удается? В чём секрет успешного шоу? И как не выгореть, отдав всю себя масштабному проекту?

Сейчас на МУЗ-ТВ идет второй сезон «Битвы поколений», где в выпуске с Шурой и Mia Boyka во время конфликта Шуры и Вали Карнавал вы вывысказались на тему травли молодого поколения. Как думаете, почему это вообще происходит?

Всё циклично, и шоу-бизнес, и жизнь. Когда, например, появлялись молодые артисты, вышедшие из «Фабрики звёзд», отношение к ним взрослой аудитории тоже было негативным. Были мнения, будто им просто повезло получить звездный статус. Сейчас происходит то же самое, только вместо выпускников «Фабрики звёзд» – артисты, вышедшие из соцсетей. Да, очень много странного формата и такой же музыки, некачественного музыкального продукта. Но есть такие молодые артисты, которые действительно заслуживают моего уважения. Спустя некоторое время произошел «естественный отбор»: кто-то из звезд соцсетей начал усиленно работать над собой, стараясь завоевать свою нишу в индустрии, кто-то же просто канул в никуда. И думаю, это будет повторяться. Всегда будет существовать некая битва поколений: старших и молодых. Есть взрослые артисты, которые в силу опыта видят всё только под своим углом. Они – выходцы старой школы, привыкшие «через тернии к звездам» и никак иначе добиваться своего места под солнцем. А есть молодое поколение, чье становление случилось во времена, когда добиваться успеха вовсе не обязательно через трудности. Это артисты, которые видят мир по-другому.

И мне кажется, наша задача (мэтров, артистов, продюсеров взрослого поколения) – поддерживать и раскрывать эти таланты, потому что без молодых артистов, без «свежей крови» будет скучно, грустно и неинтересно. И я всегда буду поддерживать талантливую молодежь, что отнюдь не означает скидки в силу возраста. Потому что внимание к ним повышенное, соответственно, и спрос с этих ребят большой.

То, что взрослые артисты не воспринимают молодых всерьез – естественный процесс. Через это проходили и те именитые звезды, которые сейчас прочно заняли свою нишу в шоу-бизнесе. Также взрослые привыкли к однотипным форматам, из-за чего любая индивидуальность вызывает непонимание. Лично я вдохновляюсь молодыми талантливыми ребятами и считаю, что они просто необходимы индустрии и зрителю.

Вы музыкальный продюсер, медиапродюсер, продюсер концертов, масштабных шоу, в том числе классического искусства. Таких мультипродюсеров крайне мало. Как вы всему научились и с чего начался ваш путь?

Думаю, мне повезло, потому что я действительно начинала с нуля, я проходила все профессии с самых азов.

Началось всё абсолютно прозаично. Маленький военный городок. Музыкальная школа. Так в моей жизни появилось фортепиано, четыре музыкальных инструмента и 10 лет музыкальной школы. Я очень хотела поступать на вокальное отделение музыкального училища, но не сложилось, я пошла в школу милиции в итоге. Но всё равно вот эта творческая жилка, творческое начало и то, что я пять лет работала певицей в ресторанах и на корпоративах, конечно, дали свои плоды. Я приобрела навыки звукорежиссуры, некоторых организационных моментов. 

И даже после того, как я ушла в госструктуру, творчество всё равно нашло меня, и получилось так, что в какой-то момент времени я начала работать с артистами. Сначала пиар-директором, затем директором, потом продюсером. Помогает мне то, что я действительно знаю всю профессию изнутри. Вот сейчас убери любого человека из моей команды, я смогу его заменить, и у меня абсолютно не упадет корона сделать что-то, что действительно нужно. 

Поэтому, когда ты что-то умеешь и делаешь это хорошо, к тебе подтягиваются такие же люди, и ты вызываешь уважение, и команда старается соответствовать. У меня в структуре построено всё именно таким образом. Вся члены моей команды, как и я — абсолютно универсальны. Я считаю, что это большая сила — быть специалистом не одной профессии, а уметь совмещать несколько профессий и стараться их миксовать. Потому что творчество, в принципе, многообразно. 

Бытует мнение о том, что продюсер — это тот, кто из толстого кошелька раздает пачки денег на проекты. Мы понимаем, что это миф. Из чего состоит ваша работа продюсера?

На самом деле, многие до сих пор так считают. Мне казалось, что это понятие из 90-х и 00-х должно уже было уйти в небытие, но оно всё еще существует. Есть артисты, которые обращаются ко мне за помощью: нужна профессиональная поддержка, но прежде всего — материальная. Я могу сказать, что в мои продюсерские проекты идет 100% моих инвестиций. То есть те артисты, которые у меня на контракте, находятся полностью на моем обеспечении, вне зависимости от костюмов, шоу, альбомов, треков — я полностью это всё финансирую. Если говорить про менеджмент проекта — то это тоже финансирую я, но это возвратные инвестиции, они возвращаются быстрее, чем из продюсерских проектов, но всё равно они постоянно требуют инвестиций: инвестиции на площадки, инвестиции в шоу, инвестиции в клип. То есть деньги должны работать. И все деньги, которые мы зарабатываем, постоянно находятся в работе.

Что касается больших проектов, то они все прибыльные и находятся на самоокупаемости, то есть частично инвестиции идут на моменте старта, потом деньги возвращаются из билетного вала. Это достаточно известная промоутерская история, которой пользуются очень многие компании.

Однако если говорить про вклад в культуру и имидж на национальном уровне, вклад в культурное наследие России, то, безусловно, это проекты мецената с большой буквы: Михаила Сафарбековича Гуцериева. 

Гуцериев активно помогает в развитии творчества: и детского, и вообще шоу-бизнеса в целом. Я уважаю и восхищаюсь тем, как ему удается приучать аудиторию к совершенно новому уровню и формату мероприятий, к другой культуре восприятия развлечений и шоу-бизнеса. Думаю, это, единственный человек в нашей стране, кто делает это.

Конечно, для меня огромное удовольствие работать с ним и воплощать в реальность такие проекты, как, например, «Большая любовь» — синтез классики, балета, оперы с большими мировыми звездами. Это то событие, о котором говорили, говорят и будут говорить. Такие проекты являются знаковыми для всей индустрии. Они задают определенный тон, достаточно высокую планку. Поэтому, конечно, такие проекты требуют дополнительного финансирования.

Шоу классического искусства — как вы к этому пришли? В чём разница между классическим шоу и, например, концертным шоу с поп-артистами? 

Могу сказать, что поработать в классической форме — это была моя мечта, потому что я все-таки являюсь обладателем классического образования.

И я могу назвать себя музыкантом с неплохим музыкальным вкусом и человеком, который плюс-минус разбирается в этом. Мне всегда была интересна история создания классических форм произведений, истории жизни великих русских композиторов, которые создавали такие невероятные произведения, будоражащие душу. Это же очень тонкая материя.

И, конечно, я прихожу в полный восторг, когда слышу симфонический оркестр. Я очень люблю это. И в этом плане я меломан. Конечно, мне хотелось поработать и придумать какой-то проект, в котором можно будет воплотить несколько стилей — так и родилась «Большая любовь». Для меня это был определенный вызов, потому что всё равно я ассоциируюсь с продюсером поп-исполнителей, и со стороны классиков мы как бы «несерьезные люди», занимаемся артистами, и будто бы так может каждый. А вот замахнуться на классическую форму — это уже другой уровень. И мы замахнулись. И у нас получилось. В зале было много критиков именно классической культуры. Мы получили очень положительные рецензии. И, конечно, поскольку я этого не делала никогда, то училась здесь каждый день. И получаю огромное удовольствие от работы с оперными артистами, потому что они другие. Они живут в другом абсолютно мире и очень отличаются от нашего шоу-бизнеса.

Хотя я не говорю о том, что не люблю делать формы популярной музыки. Там тоже есть, где развернуться, и артистов много, и всё для тебя понятно, но классика — это вызов для меня. Поэтому я счастлива. 

Основные составляющие эффектного шоу?

Прежде всего важна идея — классная идея и правильно придуманная форма реализации этой идеи. Формы бывают разными. Это могут быть и спецэффекты, и летающие медведи, и кони, это неважно. Просто если идея не раскрыта, если у аудитории нет понимания, если зритель не выносит ничего с собой из зала, то тогда вообще нет смысла этого делать. Всё творчество, весь шоу-бизнес, и все музыкальные формы — они работают прежде всего на тонких струнах нашей души. Либо тебя цепляет, либо нет. И если не цепляет, ты можешь обвесить всё спецэффектами, которые будут сливать твой бюджет в никуда, но никаких впечатлений не останется.

Поэтому для меня важна идея формы реализации, и я всегда подхожу к вопросу со стороны оптимизации бюджета. Я всегда знаю, как сделать дешевле, на каких-то моментах можно сэкономить, но сделать всё классно. Потому что за деньги любой может сделать, что угодно, а вот придумать какую-то необычную форму, оптимизировать и создать нечто, что привлечет к себе внимание — это удается не каждому.

Я умею делать такие шоу, на которые трачу, например, миллион, а это выглядит на 10. Я не люблю называть цифры, но, когда люди узнают, сколько это стоило, они спрашивают, как это вообще возможно?

Приведу простой пример, как родилась история с номером Полины Гагариной для «Евровидения». А родилась она, потому что у нас не было денег. Пришел режиссер Алексей Голубев, которого я попросила у Первого канала. Двенадцать часов ночи, мы сидим у меня в офисе. Он спрашивает: «Тань, что будем делать? Мы должны через три дня дать какой-то визуальный контент». Я отвечаю: «Денег нет». Он говорит: «У меня есть камера». А я: «У меня есть дети». Так и появилась концепция, которая сработала просто на миллион миллионов. И всё так, потому что была классная идея и форма реализации, что еще раз подчёркивает, насколько это всё важно. И, конечно, большую роль играет хорошая команда.

Можете назвать свои любимые проекты, которые повторили бы снова и снова?

Могу. Это «Большая любовь», конечно же, «Ночь Счастливых Надежд», концерт U108, шоу Lina Lee, концерт Burito, Евразийский женский форум. Мне интересно работать в этом формате, искать интересные формы проявления творчества и постоянно создавать новые. В этом мне помогает Михаил Гуцериев – душа и сердце каждого созданного нами проекта, я бесконечно уважаю этого человека, доверяю его мнению и восхищаюсь идеями. А также мой друг — режиссер Алексей Голубев, с которым мы реализуем самые невозможные творческие замыслы.

Повторять старое нет смысла, кроме тех мероприятий, которые я уже обозначила — они вошли в систему. Но интересно было бы сделать что-то новое, запредельное…

Что вы чувствуете, как продюсер, когда видите премьеру собственного шоу?

Мне, как правило, не удается посмотреть. Я обычно сижу под сценой. Если выступает артист, я контролирую звук, свет, РПГ, самого артиста — то есть я перемещаюсь по залу как сумасшедшая, я не могу расслабиться, я должна контролировать всё, у меня идет полное вовлечение.

Но могу сказать, что в этом году к пятому спектаклю «Ночь счастливых надежд» я наконец-то поверила в то, что всё идет как надо, и мне не нужно что-то постоянно решать, носиться, переживать. И я села в зал. И это было роскошно. Но я смотрела в основном не на сцену, а на реакцию людей в зале. Для меня это самое главное. То, что происходит в зале. То есть, сработало или не сработало? Довольны или недовольны? Как можно сделать лучше? А как можно еще удивить? Ну и, конечно, у меня постоянно параллельно идет работа над ошибками. То есть, как только опускается занавес, у меня уже куча идей, как это улучшить и как сделать следующее шоу. Мысли очень быстро складываю в картинку, поэтому заканчивается одно шоу, а я уже знаю, когда и каким будет следующее. 

Над чем вы сейчас работаете? Что увидят зрители в новом сезоне?

Я снова решила создать что-то уникальное. Впервые в России, а, может, и вообще впервые за время существования всей индустрии развлечений, мы делаем концерт 1 января. Это будет after party Нового года, на которое придет 11 тысяч человек. 31 декабря все традиционно отметят праздник с семьями, а 1 января зажгут на Live Арене. Наших зрителей ждут совершенно потрясающие шесть хедлайнеров, которые нон-стопом будут играть лучшие свои хиты. И это будет бомбическое шоу — мы рассчитываем увидеть и семейную аудиторию, и молодежь. На Арене будут работать 11 баров, кроме того, барную стойку мы поставим и на танцполе. Причем мы делаем шоу в формате пижамной вечеринки. Поэтому тем, кто придет в пижаме, будут бесплатно наливать глинтвейн. Мне кажется, это хорошее начало года. Как говорится, как начнешь год новый, так его и проведешь. 

После этого со 2 по 5 января мы начинаем мюзикл «Ночь счастливых надежд». У нас произойдет перетрансформация мюзикла. С нами остается наш любимый Филипп Киркоров, наши Милана Хаметова, Катерина Шпица. Но добавляются новые героини — это певицы Валерия и Наталья Гордиенко. Мы меняем декорации, делаем шоу более масштабным, более зрелищным, меняем музыкальный материал, видоизменяем его, потому что в прошлом году этот проект достаточно громко прозвучал, и хочется в этом создать эффект Wow. Мы ждем в январские праздники 35 тысяч человек. Мы не спим, не едим, не отдыхаем — постоянно развлекаем народ. Всем нужны позитивные эмоции, поэтому будем щедро ими делиться. 

Дальше у нас фестиваль «Большая любовь», который в этом году будет идти три дня. Это яркое событие весны. Мы покажем уже три формы: первый день — это форма «Большая любовь. Опера», второй день — это будет «Гуцериев в музыке», музыка, стихи — очень интересный формат. И третий день — балет. Получится такой яркий фестиваль.

13 апреля мы вернемся с проектом «Nовый музоN», который делаем совместно с Муз-ТВ. В этом году мы собрали 10 000 зрителей и более 30 артистов, в следующем планируем сделать еще круче — добавятся хедлайнеры и неожиданные коллаборации.

А 17 апреля на Live Arena мы готовим очень классный проект — Трибьют Валерии, который взорвал этим летом все чарты и завоевал аудиторию. Очень качественно сделано. Иосиф Пригожин, конечно, молодец. Он нашел форму и раскрыл все хиты Леры в новой форме. Я очень рада, что мы будем делать этот проект вместе.

Можете назвать самых универсальных по-вашему артистов, суперпрофи, которые прекрасно вливаются в новый проект? 

Универсальный артист всех времен и народов — это Филипп Киркоров. Вообще потрясающий пример классического шоу-бизнеса, который актуален и сейчас. Тем, как он выглядит, что он поет, как он себя ведет — у меня вызывает огромное восхищение и любовь. Лолита. Актуальна всегда, актуальна везде, с юмором, с самоиронией, драйвом. Для меня, наверное, эти два артиста. 

Про молодежь: рано озвучивать громкие имена — время покажет. Пока очень сложно строить планы, делать ставки. Как показывает опыт, после ярких вспышек многие, к сожалению, очень быстро сдуваются.

Возвращаясь к шоу «Битва поколений 2» на Муз-ТВ. Вы сами говорили, что многие артисты стали для вас открытием. Думали вы сделать кого-то из них участниками ваших шоу?

Да, именно так появилась в «Зимнем шоу» MIA BOYKA. Мы ее пригласили к нам в проект.
Мне очень понравилась Тося Чайкина и потрясающие взрослые артисты, которые прекрасно работают и совершенно не уступают новым артистам. Думаю, я обязательно буду привлекать в свои шоу всё больше артистов из этого проекта, так как он помог раскрыть многих участников в музыкальном плане. Мне бы хотелось сделать концерт «Битва поколений» на оффлайн площадке и собрать всех артистов. 

Назовите основные этапы подготовки любого шоу.

Артист, идея, площадка, команда и реклама. 

Что вам помогает оставаться одной из лучших в индустрии?

Во-первых, это мое сильное окружение и мои наставники. Человек, которым я вдохновляюсь, который направляет меня, мотивирует и учит — Михаил Гуцериев. И, конечно, мое желание масштабироваться, желание учиться, желание открывать новое и новых артистов. Это очень мне помогает. Я чувствую огромную силу и поддержку и от артистов, и от проектов, которые делаю. Безусловно, это меня очень заряжает и мотивирует на новые свершения. Я не намерена останавливаться, потому что в движении рождаются новые проекты. 

Насколько в вашей деятельности важно вдохновение, и где вы его черпаете? 

Поскольку проекты и артисты отнимают много внимания, времени и эмоций, я научила себя не перегорать и не опустошаться, хотя в первое время было именно так. Когда после большого проекта ты очень долгое время не можешь прийти в себя, ты чувствуешь такое ощущение опустошения. Последний раз я это испытала после «Большой любви». У меня был огромный откат, я вообще не понимала, как восстановиться. Были и семейные обстоятельства, мне было прямо плохо, я очень много отдала.

В ноябре прошлого года я почувствовала, что перестаю получать удовольствие от того, что раньше меня очень радовало. Например, работа в студии. Я приходила туда и ничего не чувствовала, у меня не было сил и желания что-либо делать. Был страх, что любовь к этому может не вернуться, однако я восстановилась. Спасибо моим артистам, которые дарят мне веру и вдохновение. Когда я чувствую себя плохо, мы встречаемся, беседуем, и в процессе разговора рождается что-то новое, классное, креативное. 

Главная моя сила — это моя семья, дети, которые гордятся мной. Это самая мощная мотивация для меня. Если же мне нужно перезагрузиться, в этом мне помогают духовные практики. Я научилась переключать внимание и разгружать себя. 

И то, без чего невозможно никакое движение вперед — это зрители, которые приходят на концерты моих артистов, на наши масштабные шоу или смотрят их по телевизору. Люди, которые делятся своими эмоциями и впечатлениями в соцсетях, поддерживая и мотивирую на новые проекты — всё это меня очень вдохновляет.