Филантроп Алина Ковалева: «Помогая другим, мы помогаем себе в первую очередь»

Наша героиня — инвестор, социальный предприниматель, филантроп, основатель ESG клуба Сколково, член Попечительского совета БФ «Жизнь как чудо» — рассказывает о том, что на самом деле «хорошие дела» — это не только денежные переводы, но и другие ресурсы. Фонд или адресная помощь, насколько прозрачны расходы благотворительных организаций и как можно реализовать свою потребность в этом деле, если желание есть, а доверия нет, — в интервью ОK!

Алина, ты уже достаточно известный благотворитель и филантроп. Скажи, в какой момент ты поняла, что хочешь заниматься благотворительностью? Это осознанное решение взрослого человека или с детства, условно, собирала свои игрушки и просила маму в детский дом их отправлять?

Знаешь, мама с детства мне говорила: «Алечка, как ты будешь дальше жить, я не понимаю». Я всё раздавала. (Смеется.) Моя прабабушка, которая меня воспитывала, была очень отдающая женщина, она всем помогала. Да и вообще в семье была принята благотворительность. Всю жизнь я помогаю, и это не обязательно про деньги или про вещи, то есть я всегда в отклике. Сейчас - еще в большей степени, потому что иногда человеку ценнее какой-то полезный совет или контакт, которым ты можешь поделиться.

Как ты пришла к системе?

Это было в 2017 году, когда я училась в школе Сколково, это мое четвертое высшее образование. (Улыбается.) Я пришла на программу «Executive MBA». Сначала я окончила юрфак МГУ, потом была Высшая школа бизнеса МГУ, потом РАНХиГС MBА, а потом Сколково. Я работала и в семейном бизнесе, и в корпорации, и на госслужбе... но мне очень хотелось что-то свое. В моей группе оказалось очень много предпринимателей, и, наверное, этот предпринимательский дух меня вдохновил. Я человек осторожный, мне нужно присмотреться, понять, зачем мне это, поэтому я подумала: зачем мне резко уходить из крупного холдинга, где хорошая зарплата, прекрасная атмосфера, замечательный коллектив, да и шикарный офис. На потоке оказалась Александра Прицкер, она на тот момент возглавляла ICF в России, это международная федерация коучинга. Она говорит: давай мы с тобой позанимаемся. И параллельно у нас был трек в Сколково по лидерству, где было тоже много групповой работы с коучами. Я на тот момент не очень понимала, что это такое, но согласилась. Мы начали заниматься. И первый вопрос, который мы начали разбирать, касался предназначения и ценностей... мы довольно быстро определили, что в моем предназначении есть такая ценность, как помощь другим. Для меня это важно. Каким образом это будет реализовываться, это уже up to you. То есть я должна была дальше решать за себя сама и посмотреть, какие «помогающие» профессии возможны. Первое, что пришло на ум, — это благотворительность.

Как системно это применить?

В это же время я начала участвовать в конкурсе, который организовывал Рубен Варданян (один из основателей Московской школы управления «Сколково». – Прим. ОK!). Он сказал, что готов выступить ментором для ряда студентов. И вот я была одной из трех, кого он выбрал. Я, конечно, основательно готовилась к нашей встрече, всё изучила, посмотрела, подготовила много интересующих меня вопросов. Он уже являлся соучредителем школы «Сколково» и очень много занимался благотворительностью на тот момент. Это семейные и его личные проекты, импакт-инвестиции. И он меня так вдохновил, невероятно. Я поняла, что однозначно хочу двигаться в этом направлении. И в этот момент тоже совершенно случайно где-то в соцсети увидела, что продается встреча с Алексеем Петровичем Ситниковым на платформе Meet for Charity. Мы с ним не были знакомы, но он меня заинтересовал именно как коуч. Я приобрела встречу. И это было невероятно интересно, потому что я получила большое количество информации и инсайтов. И решила, что мне надо уходить в коучинговую сферу. Мы просидели пять часов. Нас уже в конце концов начали выгонять из ресторана. Я очнулась и поняла, что мы ни разу не встали даже в туалет. (Улыбается.) Я говорю: вы меня точно загипнотизировали. Он: не знаю, кто кого, но неважно, я вас познакомлю со своей женой. Мы сейчас дружим семьями. Через несколько недель меня пригласили на закрытую встречу, где Алексей Петрович был со своей супругой. Там я познакомилась с основательницей проекта Ольгой. Я спросила, как могу им помогать, и она ответила, что у них есть новая история, где можно помогать своими контактами. Сейчас это сообщество называется Charity Hunters. Люди, которые имеют хороший круг интересных знакомств среди экспертов разных направлений, готовы их привлекать и сами участвовать и, таким образом, тоже вкладываются в благотворительность. И я начала как charity-хантер помогать этому проекту своими контактами, и это совершенно безвозмездно - но за это получаешь радость и счастье. (Улыбается.) В последствии я прошла все пути: мецената, героя, charity-хантера - чтобы понять, как это работает. И мне отозвались все варианты. А потом уже присоединилась в качестве инвестора и партнера. Для меня в первую очередь это была импакт-инвестиция, ведь благодаря вложенным средствам и времени проект на сегодняшний день привлек на благотворительность более 300 миллионов рублей в пользу более 150 НКО.

Расскажи, насколько аукционы на встречу с известными людьми — финансово работающий инструмент. Я участвовала однажды. 20 тысяч за встречу — такова была начальная цена, и ее же заплатила моя подруга — актриса Катерина Шпица. Катя сама участвовала, знает, что народ не слишком активен.

Размер ставки зависит от разных факторов. Конечно, медийным личностям проще «продаться» в плане того, что у них есть уже определенные охваты и люди, которые мечтают с ними встретиться лично. Есть ставки и за 2 миллиона, диапазон широкий. Но в целом это не совсем про 20 тысяч рублей или 2 миллиона. Люди показывают, что они готовы отдавать свое время, делиться своей экспертизой и помочь тем, кто в этом очень нуждается. Таким образом герой и меценат вместе делают доброе дело, которое для фонда очень значимо. И это очень важная и существенная помощь. К тому же это еще и выгодно. Например, с Алексеем Петровичем я купила встречу за 90 тысяч, хотя у него консультация стоит намного дороже, а те инсайты, которые я получила на встрече, просто бесценны.

Будем честны: это тоже хороший инструмент пиара.

Да, помимо того, что человек показывает, что его ценностью является помощь другим, он делится своей экспертизой, плюс он рассказывает о себе. Поэтому популярны все проекты, инициативы, где есть обмен энергией и так называемая win-win составляющая. Я стараюсь реализовывать такие социальные инициативы и проекты, в которых людям было бы интересно и значимо поучаствовать. Да, они за это готовы отдать пожертвование, но они тоже должны что-то получить, и я считаю, что это совершенно нормально. Будь то какой-то пиар для них или какая-то активность, просто классное времяпрепровождение или полезный опыт. 

На самом деле каждому человеку действительно важно и хочется быть хорошим не перед кем-то, а перед собой. «Причинять добро» — это тоже тренд.

Очень часто мне приходится проводить такой просветительский ликбез, потому что люди часто искренне спрашивают: «А где здесь деньги?» А для меня это не про деньги. Я вообще считаю, что, помогая другим, мы помогаем себе в первую очередь. Это про эмоции, которые ты получаешь, если ты что-то делаешь искренне. Поэтому мне, например, нравится дарить подарки даже больше, чем получать. И мне очень нравятся эмоции человека, когда ты действительно сделал то, что ему было нужно. Я вызвала радость у человека, он мне искренне благодарен. Поэтому с точки зрения того, что ты говоришь по поводу «показаться хорошим»: да, я хочу быть, а не казаться хорошей, и мне это нравится, потому что это действительно так. А еще я это делаю для того, чтобы оставить след о себе в этом мире. И хочу, чтобы этот след был о том, что я стараюсь всеми своими действиями и инициативами вносить вклад в улучшение мира. Вот, например, я вхожу в попечительский совет благотворительного фонда «Жизнь как чудо». Каждый год вместо подарков и цветов на своем дне рождения я собираю деньги в пользу подопечных фонда. И каждый год эта сумма растет, а также растет количество людей, которые следуют моему примеру, и это невероятно радует, что круг твоих единомышленников растет.

Тебе важно знать, кому ты помогаешь?

Для меня очень важно знать, кому я помогаю. Кто этим занимается. Когда ты общаешься с человеком, ты видишь, искренне он этим занят или нет. До того, как системно в эту историю войти, я была уверена, что все - искренне помогающие. У меня были розовые очки. Сначала меня очень удивляло, что не все готовы помогать другим, потому что я-то сужу по себе. Я начала вести собственную аналитику, что есть люди, которые пока не пришли к этому. И со временем поняла, что это нормально. Что людей надо тоже как-то к этому приводить - надо просвещать, надо рассказывать, показывать примеры. Очень многие ко мне обращаются за менторской поддержкой: не только как создать фонд или социальный проект, как им заниматься, но и за тем, как вообще просто начать кому-то помогать и что можно делать, например, если у тебя нет денег, но ты можешь чем-то делиться. И с радостью это делаю и делюсь своим опытом. Например, я сейчас развиваю ESG клуб в Сколково. В Европе термину ESG уже 20 лет. Это про устойчивое развитие: еnvironment, governance, social. У нас сейчас только формируется культура ESG. Есть 17 целей устойчивого развития ООН, и все они включены в повестку ESG. Эти 17 целей человек может внедрить у себя лично. Просто в своей семье, в своем потреблении, тот же самый раздельный сбор мусора. Моя миссия -просвещение людей в этой повестке. Здесь мы привлекаем и находим хороший отклик. Существует стереотип, что ESG могут внедрять только крупные компании, у которых есть возможности вкладываться в это направление. А мы говорим о том, что можно начинать с малого. Не нужно обладать большим бюджетом, чтобы поставить раздельный сборник мусора или контейнер для вещей. Есть прекрасный проект — «Второе дыхание», где ты можешь сдавать вещи на переработку. Кто-то сдает в храм, кто-то - на благотворительный сейл, кто-то - на переработку (то, что уже нельзя носить). Вариантов невероятное множество, просто людям об этом надо рассказывать. Когда я пришла в благотворительный фонд «Жизнь как чудо» как попечитель, мы как раз начали строить систему взаимодействия с нашими меценатами таким образом, что говорили о том, что мы можем сделать для их компании. Показать их бренд социально ответственным. Поэтому сейчас у нас очень большое количество коллабораций, это и люкс-бренды, и производственные компании. Например, мы делаем коллаборации, в рамках которых часть средств с продажи товаров бренда идет на благотворительность. И для компании это сразу определенное позиционирование, которое создает положительный образ в глазах потребителя.

А как простому человеку поверить в то, что сбор денег на, допустим, лечение ребенку - это реальная история, а не какие-то мошенники? Иногда я слышу от артистов, что их директы завалены просьбами о помощи. Я могу сказать, что и мне часто прилетает «Евгения, вижу, что вы добрый человек, помогите...» Лично я могу дать и милостыню, но чаще делаю отчисления в фонды, адресно не помогаю. Не доверяю.

Это очень актуальный вопрос. Я тоже, как и ты, могу помочь на улице, но, если мы говорим про системную благотворительную историю, я не могу себе позволить отправить средства в непроверенное место. Ко мне люди почему идут - они знают, что, например, за мной стоят проверенные истории, и доверяют моей рекомендации. Что касается адресной помощи, это очень сложная история. Мне тоже постоянно в соцсетях пишут, директ просто завален запросами адресной помощи. Нужно это проверять, а это довольно сложно. Очень много мошенничеств, к сожалению. И поэтому, собственно говоря, большое недоверие. Фонд много времени уделяет работе с запросами о помощи. Он аккумулирует тех, кому нужно помочь. Неважно, какой это фонд. Прежде чем ты получишь от фонда просьбу помочь такому-то ребенку, будет проделана огромная работа. Проверяется всё. Это огромная аналитическая работа, именно с теми, кому нужна помощь. И прежде всего это проверка. Например, фонд «Жизнь как чудо» помогает детям с заболеванием печени, которым нужна операция, нужны лекарства, диагностика. Запросов миллионы, задача менеджеров фонда - связаться с семьей, понять, что такой ребенок есть, получить все подтверждающие документы, проверить их. Это правильное построение процесса, так должно быть. А бывает, пишут в директ слезные истории. А почему человек не обращается в фонд? Почему они не идут, если есть фонды по их проблеме? У меня был кейс как раз недавно. Обратился человек за адресной помощью в социальной сети: переведите, пожалуйста, средства на личную карту. Сумма очень большая. Сложное заболевание. Люди адресно пытаются через блогеров, через звезд, через неравнодушных людей собрать средства таким образом. Объясняю, что могу дать конкретный фонд, который этим занимается, и там помогут профессионально, быстро. И люди пропали. Более того, потом и страница сбора пропала. Сама я никогда у себя не поддерживаю адресные истории, если я не знаю лично адресата. Для себя я выбрала путь системно помогать через фонд, войдя в попечительский совет фонда «Жизнь как чудо». Я знаю команду, мы с ними 24/7 на связи, вижу всю отчетность. И для меня очень важно, что фонд развивает системные проекты, не только помогая детям с операциями и лекарствами, но и занимаемся вопросами ранней диагностики заболеваний, развитием просветительских и обучающих проектов. 

А вообще за счет чего существует фонд?

По законодательству некоммерческие организации имеют право направлять до 20% от поступлений на административные расходы. Мы в фонде также ищем партнеров, которые нам жертвуют именно на работу фонда, или помогают своими квалифицированными кадрами и экспертизой. И это тоже совершенно нормально, а как иначе содержать команду? И так все ужимаются по максимуму… А я бы очень хотела, чтобы со временем сотрудники фондов зарабатывали наравне с менеджерами в коммерческих организациях. Пока это часто неравнодушные люди, которые тоже тратят немало своих ресурсов сверх оплаты их труда, отдаваясь искренне своему делу.

И это тоже благотворительность.

Да, и это тоже она. Деньги — это не единственный ресурс. Работаем на карму, получается.

И это очень даже хорошо.