О ЧЁМ ПОЕТ «МАНДРАГОРА»: рассказывают участники группы
Юлия Пересильд поет с самого детства. Она всегда мечтала о собственной группе и, хотя в тайне боялась, что этого может не произойти, искренне верила в то, что это случится. О своем музыкальном коллективе, песнях вне времени и умении быть человеком – в интервью ОК!
Как известно, «Мандрагора» — это название растения. Кому пришла идея назвать группу именно так и почему?
Юлия Пересильд: Название придумал Саша Юрасов, и мне оно интуитивно понравилось. Позже мы узнали, что упоминание мандрагоры встречается в Библии, что напрямую связано с отношениями между мужчиной и женщиной. Именно об этом и рассказывает наша музыка. О том, как существуют две разные планеты, где все непросто, но прекрасно. Именно об этом хочется петь, разговаривать и размышлять.
Владимир Корниенко: Название было идеей Юли и Саши. Но не подумайте, что я открещиваюсь!
Стас Опойченков: И мы просто проросли из этих семян.
Александр Тевелев: Почему именно «Мандрагора»? Думаю, однозначного ответа нет. Мне в нем нравится фонетическая звучность и некий ореол загадочности и сказочности (возможно, благодаря Гарри Поттеру).
Семен Лепешкин: Это красиво, загадочно, и мне это нравится!
Как вы обычно готовитесь к выступлению? Есть ли у вас какие-нибудь приметы или обязательные ритуалы перед выходом на сцену?
Ю.П.: В Театре Наций принято собираться «на ручки» перед любимым спектаклем или выходом на сцену. И в «Мандрагоре» мы решили сохранить эту традицию. Мы собираемся «на ручки», чтобы выделить всего три минуты для настройки, взглянуть друг другу в глаза и ощутить общую энергию, с которой потом выходим на сцену. Это позволяет избежать суеты и посторонних мыслей.
В. К.: Прямо перед выходом мы собираемся в круг, складываем в стопочку кисти наших рук, собираем на этой стопочке всё наше внимание и, громко произнеся «раз, два, три — Мандрагора, жги!!!» (как будто мы когда-то переставали), вздымаем кисти рук вверх и идём, собственно, жечь. Также я люблю час перед концертом импровизировать на гитаре, отдаваясь этому полностью. Можно даже на диктофон.
А.Т.: В целом подготовка к концерту — это не только техническая, но и внутренняя работа. И начинается она зачастую задолго до самого выступления.
С. Л.: Саундчек, небольшая репетиция, договариваемся, что будем жечь, ну и «на ручки» обязательно.
А есть у вас любимые музыкальные группы (российские или зарубежные)? Назовите пять.
Ю. П.: Это группы: Queen, Кино, ДДТ, Земфира, Beatles.
В. К.: Выделю группы: King Crimson, Led Zeppelin, Yes 70-х, Ясный - Светлый, Radiohead.
С. О.: В моей подборке: Queen, Led Zeppelin, Chris Potter, Beatles, Adriano Celentano.
А. Т.: Это сложный вопрос ввиду того, что в разные периоды жизни нравится разная музыка. Более того, в связи с тем, что я по образованию академический музыкант, большую часть моих музыкальных предпочтений занимает классическая музыка, которая очень разнообразна: как инструментальная, так и симфоническая. И это может успешно соседствовать с творчеством группы Queen, Beatles или Sting, а также с песнями Александра Розенбаума и Владимира Высоцкого, пластинками Miles Davis , Avishai Cohen или Hiromi Uehara.
С. Л.: Отмечу Radiohead, Nirvana, Чиж и Ко, Queen и Queens of the Stone Age.
Если бы у вас была возможность спеть на сцене с любым музыкантом из ныне живущих или ушедших из жизни — кто бы это был?
Ю. П.: Марк Бернес, Леонид Утесов, Владимир Высоцкий…
В. К.: Я прежде всего гитарист, и если речь о том, с кем бы я хотел сыграть... почему-то подумалось о Марке Бернесе.
С. О.: В детстве я часто хотел быть частью каких-то групп. Представлял себя в их составах, их было много. Хотел бы быть знакомым со всеми звездами и в разный период с разными.
А. Т.: Ох, вопросик… В моем случае, наверно, не спеть, а сыграть… Я бы с удовольствием помузицировал с Glenn Gould. С. Л.: Сыграл бы с John Lennon и Lenny Kravitz.
Говорят, что все песни так или иначе написаны о любви. О чем поете вы?
Ю. П.: Наши тексты о мире, конечно, о любви и сложности соединения мужского и женского.
В. К.: Просто песни действительно еще один способ признаться в любви.
С. О.: Наши песни о жизни, переживаниях, чувствах и, конечно же, о любви!
Как вы считаете, обязательно ли музыканту иметь музыкальное образование?
Ю. П.: Конечно, нужно. Но еще важнее, в дополнение к образованию, иметь музыкальную чувствительность; без нее, мне кажется, даже образование не поможет.
В. К.: В учебных заведениях или своим собственным путем, полученные музыкальные знания необходимы для того, чтобы по-настоящему радоваться и радовать других. Мечта может стать реальной целью, однако для этого также требуется глубокое чувство.
С. О.: Это сложный вопрос. Что является образованием? Диплом или бессонные ночи с любимой музыкой, умение читать ноты или природный дар в написании песен? Freddie Mercury и Sting в академиях музыкальных не учились и предмета гармонии у них не было. Однако их песни любит и знает весь мир. И при этом полчища выпускников музыкальных училищ остаются неизвестными и, по сути, выполняют офисную музыкальную работу. В музыке, как и в спорте, очень большую роль играет среда, в которой ты растешь; это и есть образование.
А. Т.: Я считаю, что образование не обязательно, если музыканту это не мешает воплощать свои идеи. Но если мы обратимся к классической музыке, то там все наоборот: профессиональным академическим исполнителем без образования стать не получится.
С. Л.: Думаю, что без него можно обойтись.
Есть ли люди, которые значительно повлияли на ваше творчество?
Ю. П.: Мой мастер Кудряшов, Евгений Миронов и хорошие книги.
В. К.: Robert Fripp, Дмитрий Шостакович, Jimmy Page, Анна Герман, Земфира, Thom Yorke, Алёна Донцова.
С. О.: Dave weckl, Chick Corea, Jimmy Page, Корней (Владимир Корниенко)
С. Л.: Учитель из Академии Зинов Владимир Дмитриевич, все группы, которые я слушал и в которых сам принимал участие, а также Корней (Владимир Корниенко).
Юлия, актерские навыки помогают вам во время выступлений?
Конечно. Чувствовать зрителя, нежно прикасаться, вести за собой и после дышать с ним в унисон.
Как вы считаете, чем сейчас можно удивить современного слушателя?
Ю. П.: Сегодня, а может, и всегда — удивлять можно чистотой помыслов.
В. К.: Как и всегда: мастерством, искренностью, индивидуальностью и какой-то новой, ранее не виденной гармонией. Самое удивительное, конечно, когда всё это на одной сцене и одновременно.
С. О.: Удивлять не стоит. Нужно просто быть собой! Мы все достаточно удивительные и так.
А. Т.: Искренностью, смыслами, новыми (зачастую забытыми старыми) приемами.
С. Л.: Удивить можно только подлинностью, качеством музыки и отношением!
Что важнее: делать музыку, которая нравится вам самим, или которая понравится всем?
Ю. П.: Истина всегда где-то рядом. Мне кажется, музыка, которую ты создаешь в любви (как и дети, в ней рожденные), не может не нравится. Зрители и слушатели не могут тут ошибиться.
В. К.: Музыку рождают отец — артист, и мать — публика. Лучше всего, когда хорошо обоим.
С. О.: Я считаю, что учитывать слушателя необходимо, но только не в прямом смысле, не в музыкальном мейнстриме, а скорее в его настроениях! Можно предугадать, что его волнует, и закрыть эту нехватку в эмоциях.
А. Т.: Безусловно, делать музыку, которая нравится самому. Всем понравиться все равно не получится, да и не нужно. Но всегда найдутся слушатели, созвучные твоему творчеству.
С. Л.: Хорошо сочетать любовь к музыке с любовью к зрителю.
Были ли какие-то запоминающиеся или смешные случаи во время концерта?
В. К.: Конечно! Я вообще помню каждый наш концерт.
С. О.: Не помню таких.
А. Т.: Случаи были разные, только вот то, что весело из зала, не всегда так же весело на сцене.
С. Л.: Смешного прям не было, душевное скорее, а это каждый концерт.
Какими качествами на ваш взгляд должен обладать музыкант?
В. К.: Прежде всего — пониманием, что не музыка служит тебе, а ты служишь музыке.
С. О.: Музыкант — это человек! Нужно быть ЧЕЛОВЕКОМ, а потом уже профессионалом и исполнителем.
А. Т.: Музыкант должен искренне любить то, что он делает.
С. Л.: Уметь слушать, анализировать, играть, как ни странно, изобретать, ну и ещё много полезных бытовых навыков.
Юлия, на актерском поприще за столько лет вы уже добились немалых высот и признания, а профессиональную карьеру певицы вы начали относительно недавно. Насколько сложно пробовать себя в новой сфере?
Ю.П.: Всегда, и в том числе в актерской профессии, мне хочется подниматься куда-то высоко. Где высоко, там всегда сложно, и всегда есть опасность оттуда грохнуться. Но сотворение без риска невозможно — никогда нет гарантий, в этом сложность и интерес одновременно.
Хочется теперь узнать, кем бы стали остальные участники коллектива, если бы не выбрали карьеру музыканта?
В. К.: Я никогда не выбирал карьеру музыканта.
С. О.: Я бы стал футболистом.
А. Т.: Музыкант — это призвание. Человек может выбрать любую профессию и при этом оставаться музыкантом. А если призвание и профессия сошлись в одном, то это счастье.
С. Л.: Не выбирал, просто шел по пути, которому хотел.
На какую аудиторию рассчитана ваша музыка?
В. К.: На кого рассчитана любовь?
С. О.: На людей, которые способны воспринимать крупные формы, большое кино, а не только однодневные сериалы.
А. Т.: Любой, кого трогают наши песни, и есть наша аудитория.
С. Л.: На всех! На всех, кому интересно жить, чувствовать, думать.
Имеет ли смысл понятие «современная музыка», или настоящая музыка вне времени?
В. К.: Каждая эпоха оставляет что-то навсегда современное. Я люблю слушать всякую музыку так, будто она создана только что, и я слышу ее в первый раз. Такой подход требует определённых усилий, но только так по-настоящему и услышишь.
С. О.: И то и то — музыка. Просто кому-то удается ухватить настоящее и остаться надолго. Но уверяю вас, Beatles были современной музыкой и делали все по канонам своего времени.
А. Т.: На мой взгляд, имеет значение. Это зачастую экспериментальная, прогрессивная музыка — новый язык. Особенно наглядно это видно, опять же, в классическом наследии. Далеко не всегда композиторы были понятны своим современникам, потому что расширяли границы, трансформировали устоявшиеся формы и музыкальный язык.
С. Л.: Скорее да, звучание и инструменты, возможности меняются. Но хорошая музыка и хорошие песни вне времени.
Если попробовать выразить словами, что для вас музыка?
В. К.: «Музыка — это очень практичный способ построить отношения с невыразимым». Мысль не моя, но лучшего определения я не слышал.
С. О.: Для меня музыка — это моя жизнь. Я всю жизнь этим занимаюсь. Ничего другого не хотел и не пробовал.
А. Т.: Самое абстрактное и одновременно самое доходчивое из искусств. Как говорил Фридрих Ницше: «Без музыки жизнь была бы ошибкой».
С. Л.: Образ жизни, допинг, любовь.
Какая ваша главная мечта прямо сейчас?
В. К.: Чтоб счастливы были все, всегда и безусловно. На то она и мечта!
С. О.: Я думаю, что моя мечта общая: мир и любовь друг к другу.
А. Т.: Мир во всем мире.
С. Л.: Готовый альбом «Мандрагоры», еще одна бас-гитара (плюс к моим четырем) и ещё одна примочка.