Тина Канделаки: «Я большой поклонник Суворова. Биографии успешных полководцев — это лучшая формула для достижения результата в любой профессии»

Бывают интервью-откровения, бывает легкая болтовня, иногда случаются диалоги-схватки. Эта беседа скорее напоминает шахматную партию. Перед разговором с Тиной Канделаки я захватила ее в момент завершения совещания с коллегами и заметила, что она очень требовательна к людям. Но во время нашей встречи поняла: всё же сначала она требовательна к себе. Как-то сразу захотелось выпрямить спину и не задавать глупых вопросов. Благо и говорили мы «про умное» — шоу «Умнее всех» на канале «Пятница!» и интеллектуальные программы в целом, риски продюсеров развлекательных каналов в погоне за трафиком и «безопасное смотрение» телезрителей всех поколений.

Фото: Даниил Головкин

Мы знаем, что соцсети часто не отражают реальности. Недавно видела у вас пост про то, что вы носите с собой в офис контейнер со своей правильной едой, — и вот я в вашем кабинете и вижу это своими глазами.

Дело в том, что на работе я провожу очень много времени. Тут есть два выхода: делать себе поблажку, что я столько работаю, поэтому какие-то вещи в моей жизни невозможны, или не делать себе поблажку и есть во время совещаний. Я выбрала второе. Я уже даже не извиняюсь — достаю контейнеры и ем. Набор обычный: огурцы, суп, голубика. Чуть позже пью чай, и на этом к трем часам дня я заканчиваю есть вообще.

Как вообще?

Ну смотрите, пищеварение занимает какое-то время. Я устаю довольно сильно, плюс стресс никто не отменял. Это дополнительные усилия, которые организму нужно прилагать для того, чтобы я успокоилась и уснула. В трудовом графике любого человека основное — это стараться ложиться спать вовремя. Отмечу для всех, кто плохо засыпает: чем раньше вы перестанете есть, тем легче уснете. На голодный желудок, во всяком случае мне, засыпать легче.

А во сколько вы ложитесь?

С 22.00 я стабильно в кровати.

А встаете?

В 6.30–7.00.

Давно вы живете в таком графике?

Я всю жизнь так жила. Плюс дети этому способствовали. (Улыбается.) Я всегда была дисциплинированной, с юности работаю и каждый раз прошу, чтобы все съемки начинались раньше и не уходили в ночь. Можно сказать, что я максимальный антипод Гарика Харламова. Он засыпает — я просыпаюсь, и наоборот (Смеется.)

Тина, вопрос к вам как к ведущей шоу «Умнее всех». Это же довольно серьезный стресс для ребенка, можно ли в какой-то момент так сильно запереживать, что перестать выдавать результат?

Да, конечно.

По сути, вы выбираете не самого умного, а того, кто смог собраться?

Это разговор о родителях и их желании сделать жизнь детей публичной. Раньше, до существования соцсетей, детей особо никто не видел, а сейчас известные и неизвестные родители делают своих детей максимально публичными. А вот спросите этих детей, узнаете массу интересных вещей: кто-то на самом деле счастлив (но тут еще вопрос, не испортит ли это в дальнейшем ваши отношения с ребенком), а кто-то быть известным не хотел и поэтому максимально избегает визуальной реальности жизни, которую навязали родители. Я здесь хочу сделать исключение для родителей, чьи дети идут в спорт, идут в драмкружки, — это всё очень индивидуально. Вообще, в воспитании детей, будучи родителем, сложно обсуждать чужие методики. Чтобы никого не обидеть, отвечу про себя: я, как родитель, никогда не стремилась к тому, чтобы мои дети были известными.

Это правда. Нам только однажды удалось снять с вами семейную историю.

Такие съемки дают больше ненужных испытаний в юном возрасте: тебя все знают в лицо, у тебя шлейф популярности твоего родителя, и ты волей-неволей несешь ответственность и за их поступки. И тут с точки зрения формирования детей, которые участвуют в любых интеллектуальных шоу, есть две важные темы. Тема 1 — родители и их решение помочь своим детям проявить свои знания. Это хорошо, потому что формирует уверенность и устойчивость детей в социуме, к испытаниям, конкуренции, к сложной агрессивной среде, в которой они наверняка будут оказываться по жизни. Это формирует soft- и hard-skills — умения показывать свои профессиональные компетенции наравне с устойчивым профессиональным интеллектом. Но у этого «хорошо» есть оборотная сторона: это всё равно дети, которых подтолкнули родители. Мои родители, например, вообще не хотели, чтобы у меня была публичная карьера, я этого захотела сама, и остановить меня не удалось никому. Каждая история индивидуальна. Как эти дети смогут использовать такой опыт, не знает никто: кто-то станет успешным человеком, кто-то будет стараться избежать публичности. Побеждает и самый стрессоустойчивый ребенок, и самый умный — случайным там не победить. Еще важна логика, ведь знания без логики не имеют смысла, важно понимать, как эти знания можно применить. Побеждает тот, кто упорен и менее эмоционален.

Так только про ребенка можно сказать?

А ребенок ничем не отличается от взрослого человека, кроме того что до определенного момента считает себя неповторимым и самым любимым. Когда ты взрослый, ты уже критически мыслишь и понимаешь, что есть люди талантливее тебя, ты самый любимый только для своих родителей, а ощущение, что невозможное возможно, — закончилось. Возможно только то, чего ты добьешься упорным трудом, тяжелейшей дисциплиной и постоянным самосовершенствованием. Очень мало людей, которые готовы в рамках своей ежедневной жизни быть безумно дисциплинированными, собранными и правильными. Суворов говорил, что дисциплина — мать победы. Детям хватает гормонального газа, они могут огромные объемы информации перерабатывать, а потом развитие достигает пика, и, чтобы такую форму сохранять, нужно самому принимать определенные решения, и чаще всего на этом этапе взрослые люди и спотыкаются.

У меня есть синдром отличницы, меня даже за четверку ругали. Своему ребенку я всегда говорю, что он гений. А что вы говорили своим детям?

Разделяю ваше мнение, я говорила так же. Все гении, все лучшие, все неповторимые. Я постоянно привожу цитату из Набокова, которая очень созвучна с кавказской манерой воспитания: «Балуйте, балуйте, балуйте детей, потому что вы не представляете, какие трудности ждут их в жизни». В современной жизни трудности наступают так быстро, что мы не сможем закрыть их своей грудью от всего, с чем они неминуемо столкнутся. Чем старше они становятся, тем больше тебе хочется их защищать — нужно вовремя остановиться. Конечно, нужно говорить детям, что они гении, что они лучшие, что они безумно любимые. Благодаря соцсетям ключевой проблемой стало одиночество. Сейчас убегать из дома не надо, можно убежать в себя и не вернуться — интернет в помощь. Это билет в один конец. Надо любить, надо баловать. Сейчас вообще очень не хватает любви, поэтому это время максимального проявления любви родителей к детям, потому что это единственное, что может дать детям шанс вырасти нормальными в этот сложный для цивилизации, для мира период.

Вы в своих соцсетях транслируете, что нужно читать книги, нужно развиваться, а что вы думаете по поводу победы искусственного интеллекта над нами?

Это невозможно. Человеческий мозг, по крайней мере мой, не способен пока даже смоделировать эту ситуацию. Всё, что искусственный интеллект перерабатывает, все знания, которые получает, — вторично. Отличие человеческого мозга от искусственного интеллекта в том, что человек постоянно может придумывать что-то новое, ИИ ничего нового не придумывает, он только перерабатывает старое. Рано или поздно это превратится в автоматизацию, где человеческий фактор, возможно, и нужно сократить, но...

Человек не обленится?

Это всё есть у Брэдбери уже, у фантастов. Есть периоды в истории, когда экстенсивно развивалась промышленность, есть периоды, когда развивалось сельское хозяйство, период развития ИИ связан с тем, что огромное количество профессий отомрет. Но надо понимать, что придумывать следующие этапы всё равно будет человек. Останется ли большое количество людей без работы? Да, останется. Вообще, эта эпоха интернета и искусственного интеллекта очень агрессивна по отношению к людям, потому что выхолощенная технологичность, эффективность не подозревают самого главного — эмоционального интеллекта. Если его нет, то и жалеть некого. В «Матрице» этот мир уже придуман. Всё это уже есть, этого не надо бояться. Телефонов тоже раньше боялись. Я считаю, что у цивилизации в этом смысле гораздо больше возможностей и иммунитет, нежели у искусственного интеллекта, который в итоге поработит всё — нет, такого не будет. Я думаю, что мы этого не увидим точно.

А биороботы могут заменить живого человека? Меня повеселило, но и насторожило свидание Илона Макса с девушкой-роботом.

Уверена, что роботы будут помощниками в домах. Телефон довольно быстро достиг своего апогея и стал личным карманным приборчиком для каждого Что люди в России в скором времени начнут жить с роботами — нет, нам такое не грозит. В мире, где Илон Маск постоянно вкладывает в развитие технологий будущего — наверное, для очень богатых людей в качестве диковинки... Один известный японский автор написал книгу про магазины для покупки друзей. Достаточно интересный концепт. Постоянно ставится этический вопрос, насколько человекоподобный робот начинает в какой-то момент, обогащаясь огромным количеством человеческой информации, испытывать человеческие эмоции. Где эта грань между самой качественной имитацией и просто машиной? Другое дело, что зачем нам сейчас об этом рассуждать в момент нашей исторической действительности о том, какая будет жизнь у биороботов в 2050 году?

Меня больше волнуют люди-роботы, бездушные, которых так много среди нас.

В Китае уже на поток поставлено клонирование животных, а значит, рано или поздно дойдет и до людей. У них нет религиозного диссонанса по этому вопросу. Надеюсь, что четко закрепленные консервативные ценности в Конституции РФ нам на каком-то горизонте помогут.

Русских людей не клонировать.

Русские люди всегда готовы объединяться ради большой идеи и большого успеха и давать экстраусилия. Мы с ТНТ, «Газпром Медиа» и «Пятницей!» подтверждаем эти слова. При появлении в нашем холдинге такой центродействующей силы, как Александр Александрович Жаров, все стали объединяться вокруг идеи «Мы — лучшие». Нас лишили всех форматов — плевать, мы создадим новые. Нам сказали, что мы больше никуда не поедем, — плевать, мы приехали в Колумбию, Турцию, Китай, Индию, Марокко. Чем больше нам говорили «невозможно», тем больше мы отвечали, что возможно. Важно понимать, что эти аффирмации — не имитации. То, с чего мы начали сегодня разговор, — продавать желаемое за действительное. Это как то, что я выкладываю боксы в соцсети, а все думают, что я выложила, а сама в ресторане сижу. А я реально не помню, когда в последний раз была в ресторане, и это я сейчас не прибедняюсь. Я как раз очень четко ценю свое время и понимаю, что могу быть только в определенном количестве мест. Тогда то, где я нахожусь, будет давать максимальный результат, который я хочу. У тебя должно быть точно выверено, чем ты хочешь заниматься, этих целей не может быть 10 штук, максимум 3–4, какие-то из этих целей всегда будут страдать — вот у меня цель отдыха всё время страдает. Цель дисциплины — нет, а цель отдыха — да. (Улыбается.) Одно компенсируется за счет другого, а всё сразу не бывает. Так и с успехом. Почему я такой большой поклонник Суворова? Потому что считаю, что жизнь и судьба полководца интегрально: и духовно, и математически — это лучшая формула для достижения результата в любой профессии. Просто почитайте биографии успешных полководцев — и вы все поймете, что нужно делать для того, чтобы руководить людьми, добиваться успеха. Это тот же менеджмент, но самый тяжелый в мире, так как планка высока — на кону жизни людей.

Часто я слышу от своих героев, что продюсеры развлекательного контента недооценивают свою аудиторию, будто бы очень много низкопробного и неинтеллектуального на телевидении.

На «Пятнице!» очень много просветительских программ, в том числе неслучайно там появилась программа «Умнее всех». Николай Борисович Картозия одним из первых на телевидении понял, что развлечения должны быть умными. Он раньше других начал упаковывать развлекательные вещи в содержание, в смыслы, в эмпатию, в отношения людей. Зачем ходить на какие-то тренинги, когда на телеканале «Пятница!» огромное количество программ, начиная от «Больших девочек», заканчивая «Работягами», рассказывающих про то, что можно и нужно превозмочь себя. В этом смысле «Пятница!» показала, что любого рода развлечения могут нести в себе смысл. Когда я пришла на ТНТ, то было понятно, что здесь очень сильный бренд Comedy Club — самый сильный юмористический бренд на российском телевидении. Но развлечения не до конца раскрыты. Первое, что сделал Александр Александрович Жаров, — закрыл «Дом-2».

Спасибо ему за это.

Да, и, как говорят, выход из зоны комфорта ТНТ пошел на пользу. Все развлечения, которые мы делаем сегодня, все реалити так или иначе или говорят о силе духа, или дают возможность путешествовать, изучать другую культуру. Возьмите «Самарканд» — на это просто интересно визуально смотреть. Все события, которые могли происходить у костра, происходят в другой культуре. Сейчас мы готовим большое новое шоу «Мастер игры» в Марокко. Нам гораздо проще и легче, а мне экономически безопаснее было бы всё это делать в Москве, как это и делалось. Но мы пошли в мир. И вот одна крупная западная платформа уже предложила нам сделку о покупке нашего реалити. Но прежде чем все эти франшизы состоятся, это же всё мои продюсерские риски перед моим любимым и дорогим начальником.

Вы долго думаете над решением?

К сожалению, нет. Я просто понимаю, что чем дольше я буду думать, тем дальше мы будем от результата. Так как у ТНТ был очень пограничный момент, когда пришла наша команда, нужно было сразу придумывать кейсы, которых до этого не было на телевидении. Мы сразу пошли в развлечения, и довольно быстро стало понятно, что и ТНТ и «Пятница!» учитывают развлечения, но не используют низменные инстинкты людей. Когда мы проводим общие встречи на каналах, то в первую очередь апеллируем безопасным смотрением, даже если мы показываем сложные эмоции на экране. Основной контур: развлечения должны быть умными — чтобы людям хотелось что-то интересное почитать, посмотреть, узнать. И они должны быть безопасными. Наша задача, когда вы включаете телевизор, — не испугать и дать ощущение, что всё то, что вы смотрите, безопасно для вас и вашего ребенка. Очень много людей продолжают смотреть телевизор семьями. Это надо сохранять. Мы юридически и финансово несем ответственность за то, что показываем. Это ключевое, что дает гарантию родителям, что мы не нанесем вред и ущерб не только вам, но и вашему ребенку.