«Разреши себе быть красивой»: Елена Червова о моде без ограничений, телесных табу и новых трендах

Когда-то Елена Червова была визажистом и предпринимателем в Кемерово, а сегодня она — востребованный стилист с авторским подходом. Мы поговорили с Еленой о том, как случайный шопинг изменил всё, почему одежда — это больше, чем мода, и как перестать жить в ожидании «идеального» тела или момента.

Фото: Александр Червов, Таша Алакоз Елена Червова

Как вы приняли решение стать персональным стилистом? Когда  появилось в голове ощущение: «вот, всё, это моё»?

На самом деле, всё началось, когда я семь с половиной лет назад переехала в Москву. Тогда я была визажистов, у меня была своя студия красоты в Кемерово. Переезжая в Москву, я думала, что продолжу работать по профессии, но не складывалось: я не хотела открывать своё дело, не хотела идти в абы какой салон, и в целом находилась в творческом поиске.

И вот в какой-то момент я познакомилась со стилистом, она была подругой моей подруги. Почему-то она решила взять меня с собой на шопинг. У меня тогда не было денег на шоппинг, но мы всё равно пошли. Мы зашли в давно знакомый мне H&M, где я и раньше часто покупала вещи, но она одела меня совершенно по-другому. Я увидела себя с новой стороны, посмотрела, какой я могу быть здесь и сейчас без сильных вложений. Это стало настоящим потрясением.

Я почти ничего тогда не купила, всего один образ, потому что денег не было. Но когда я его надевала, чувствовала себя принцессой. И именно это ощущение дало толчок. Потом она предложила разобрать мой гардероб. Конечно, я согласилась. Но поскольку это было бесплатно, встречи постоянно срывались. Я ждала, ждала, а потом решила, что сама хочу это изучить. Начала смотреть YouTube, читать посты, подписываться на блогеров — и понеслось.

Меня это очень сильно поглотило, и я пошла учиться на стилиста. Но я не планировала тогда работать прямо стилистом. Я думала, что это будет интересно совместить с работой визажиста, то есть полностью образ создавать на фотосессии или еще куда-то. Я училась, и параллельно начала вести блог активно. До этого я вела его как визажист.

И потом начала снимать «переодевашки». Мне это было очень интересно в целом. И, наверное, за счет того, что мне было дико интересно, у меня было дикое желание и азарт, это так начало вируситься. Постепенно начала появляться аудитория, люди подписывались, стали реагировать. И вот я начала в этой профессии развиваться.

Примерно год я еще работала визажистом, совмещала. Потому что понятно, что когда ты только начинаешь, у тебя еще немного клиентов, стабильный заработок сложно получить, особенно в Москве. Поэтому я совмещала с макияжем. Но примерно через год у меня начала расти аудитория, больше клиентов стало появляться. Я на первые заработанные деньги в Париж слетала. Поняла, что это в целом приносит и больше удовольствия, и больше заработка. И постепенно отказалась от работы визажистом, став стилистом. 

В интернете мы часто сталкиваемся с установкой: «Куплю платье, когда похудею». Женщины покупают красивые вещи на размер меньше, чтобы «мотивировать себя». Что вы обычно отвечаете на такие идеи? Ведь это же не про заботу о себе.

Это ведь история, которая уходит корнями в детство. Как сервизы в серванте, которые можно доставать только по праздникам. К сожалению, у многих женщин это до сих пор в голове — просто потому, что они привыкли так жить. Даже не задумываются: так было всегда.

Я стараюсь через свой контент транслировать идею жизни здесь и сейчас. Причём не только в контексте одежды, а вообще. Мы ведь никогда не знаем, что будет завтра, что нас ждет впереди. Зачем откладывать что-то, если этого «потом» может просто не случиться?

Что касается одежды, когда мы покупаем ее «на похудею» или храним красивые вещи только «на выход», — это ведь про запрет. Про то, что быть красивой можно только в будущем, когда что-то произойдет. Я говорю: разрешите себе быть красивой уже сейчас. Не в условный момент «потом», а прямо сегодня. Это решение в голове. Не нужно годами что-то прорабатывать. Просто сказать себе: «Я имею право быть той, которая себе нравится».

История с «похудею и тогда надену» вроде бы кому-то кажется мотивирующей, но на деле чаще всего это демотивирует. Одно дело, если у тебя лежат джинсы, в которые ты хочешь влезть. Они могут быть якорем к похудению. А другое — покупать вещь, в которую ты точно сейчас не влезешь. Ты ведь ее не носишь. А к моменту, когда похудеешь, она может уже быть неактуальна, ведь иногда на это уходят годы. И есть еще один момент: когда женщины действительно худеют, они почти всегда хотят покупать себе новую одежду, они не хотят носить то старое, которое у них было в «прошлой жизни».

Поэтому смысл жить будущим? Лучше здесь сейчас купить вещь адекватного размера, которая будет хорошо на вас работать, а потом купить что-то новое. Причём, если подходить к гардеробу осознанно, вещи всегда можно перепродать и вложить эти деньги в новые. Это не про то, что деньги «улетят» впустую. Или, например, адаптировать вещь под себя, и она снова будет смотреться классно.

А если говорить про стиль как отражение личности, как вы работаете с клиентами, которые сами не до конца понимают, чего хотят? Как находите именно «их» стиль?

У меня подход строится на запросе. Я подбираю не то, что «нужно», не то, что «правильно» или «можно», а то, в чём есть реальная потребность конкретного человека. Я всегда привожу такой пример: есть, допустим, две девушки-близняшки. Внешне они выглядят одинаково, и, по идее, им можно было бы рекомендовать одну и ту же одежду — условно, если опираться на типаж. Но чаще всего даже близнецы — это разные люди. Одна может быть более скромной и тихой, другая — энергичной. Они работают в разных сферах, у них разные жизненные задачи. И, соответственно, для каждой из них будет своя одежда, которая будет поддерживать, помогать. Одежда вообще должна помогать, а не мешать жить. Поэтому важно копать глубже — это уже почти психологическая работа.

Поэтому я спрашиваю не только: «Что вы хотите купить?» или «Какой образ вам нравится?». Я спрашиваю: «Что вы хотите чувствовать каждый день?» Потому что одежда, которую мы выбираем на каждый день, может давать уверенность или, наоборот, неуверенность. Она создает первое впечатление. Это может быть образ профессионала, если для женщины важна карьера. Или женщины, которая находится в поиске. Задачи бывают очень разные.

Мы разбираем запрос и с эмоциональной, и с физической стороны. Эмоциональная — это как раз то, что девушка хочет чувствовать, какое впечатление производить, что ей важно в одежде, как она хочет, чтобы ее воспринимали. Допустим, для меня важно, чтобы я была яркой, эффектной, заметной. И это мой способ проявляться. Я по темпераменту не такая, но за счет одежды я это получаю, и мне это помогает. А кому что-то нужно совершенно другое.

Физический аспект — это про то, что человек хочет получить на выходе. Кто-то мечтает о большом гардеробе: чтобы туфли, комплекты, всё на виду. А кто-то — наоборот, хочет минимум вещей, но максимум комплектов. Мы это выясняем, и в итоге собираем гардероб, который действительно закрывает запрос.

Проблема в том, что очень часто стилисты работают иначе, по принципу: «Я вас вижу так, носите это». Вещи покупаются, а потом годами висят с бирками, потому что человек в них не чувствует себя собой. Моя задача — подобрать ту одежду, в которой будет по-настоящему комфортно. И чтобы через неё человек мог шаг за шагом, в своём темпе, выходить на новый уровень. У каждого он свой. Кому-то нужен резкий скачок — как, например, блогерам или бизнесменам. А кому-то важно просто для себя принять животик, полюбить свои особенности.

Расскажите о самых частых ошибках, которые вы замечали в гардеробах клиентов. 

Самые частые ошибки женщин — это неспособность выбрать верный размер. Зачастую выбирают вещь меньше, чем необходимо, иногда, наоборот, больше. Очень многие женщины ориентируются именно на бирку. То есть если я ношу «М», я возьму вещь «М», и неважно, как она нам не сидит — значит, это мой размер. Но по факту у разных производителей разные маркировки, и у меня, допустим, в гардеробе есть вещи от XS до 2XL, и это не значит, что я как-то меняюсь в размере. Это значит, что у разных вещей разный крой, и тут важно учиться ориентироваться на собственные ощущения, на то, как ты выглядишь, а не на то, что написано на бирке. 

Также часто выбирают неактуальные, устаревшие вещи, потому что нет у нас такого просвещения для масс, хотя мы стараемся как блогеры, как стилисты делать это. Рассказывать, как раз для того, чтобы просто для обычной женщины, которая живет в маленьком городке, в котором нет большого количества магазинов, естественно нет каких-то мероприятий, чтобы она хотя бы для себя поняла, что вот это уже не стоит брать. Но, к сожалению, к кому бы я ни пришла на разбор гардероба, всё равно присутствуют устаревшие вещи, которые не красят, которые носятся просто для того, чтобы прикрыть свою наготу. Всё-таки я за то, чтобы одежда помогала, поэтому от такой одежды мы чаще всего избавляемся. 

Ну и третий главный момент — это то, что женщины не умеют работать со своей фигурой. Я, как стилист, не использую никакие типологии, цветотипы и другие приемы, потому что это очень сильно ограничивает, мы работаем именно со внутренним. Но единственное, что я использую, — это работа с типом фигуры, потому что всё-таки одежда надевается на фигуру, и важно знать, как работать со своей фигурой, какие у тебя сильные стороны, какие нюансы. Многие женщины, к сожалению, думают о том, что у них фигура плохая, но по факту у каждой фигуры есть как сильные стороны, так и нюансы. Естественно, мы нюансы учимся при помощи одежды корректировать. А сильные стороны, наоборот, использовать во благо.

И вот женщины, к сожалению, многие не умеют со своей фигурой работать. И когда, допустим, они приходят ко мне на обучение, изучают свой тип фигуры, иногда я им рассказываю о том, какая у них действительно классная фигура и какие у них сильные стороны, они начинают ее любить. Вот в этом, конечно, есть такой большой затык.

Даже если с этим разобраться, уже без глубоких стилистических знаний уже можно выглядеть совершенно по-другому.

Давайте поговорим про тренды. Какие из тенденций на это лето вам близки? Что вы добавили в гардероб, или вы хотели бы добавить? 

Мне нравится тренд на фактуры — это всегда круто. И это чуть более безопасно, чем использовать сложные принты. Потому что фактуры могут долго работать в гардеробе. И если мы говорим о прошлом сезоне, у нас там была активно замша актуальна, и она продолжает всё еще быть в трендах. У меня уже много чего появляется из замши, и это круто, потому что ты чуть-чуть маленькую часть добавляешь в гардероб, и уже образы играют новыми красками. 

Мне нравится тренд на платки, несмотря на то, что я очень долго от них открещивалась, у меня ассоциация была, что платки носят стилисты очень академические, а это не совсем модно. Но в прошлом году я сдалась, а в этом году вообще оторвалась. Я накупила себе классных разных платков, потому что их реально можно по-разному стилизовать. Очень люблю как раз такие детали, аксессуары, которые могут своим видом сильно изменить образ. Именно поэтому я люблю и сумки, и обувь, и вот как раз такие детали, которые здорово помогают.

Согласна, платок очень прикольная вещь в гардеробе — его можно и в качестве топа, и на голову, и вообще везде.

Да, это функциональная вещь, получается, стоит три копейки, а носить можно очень разными способами. Его еще классно на голову, если с прическами, да.

Еще мне очень нравится тренд на браслеты. Сейчас, мне кажется, этим летом вообще прям апогей этого тренда наступил. Несмотря на то, что он уже не  прям новый-новый, но тем не менее. У меня реально за последние полгода, наверное, очень много браслетов появилось, хотя раньше их не было. В целом мне нравится, что-то новенькое в гардеробе, потому что я активно раньше носила серьги и украшения, и у меня их реально много. А сейчас я по минимуму ношу этих изделий и много браслетов. 

Нравится тренд на прозрачную обувь, потому что мне кажется, в этом какая-то есть нотка сексуальности, но она такая интеллигентная достаточно. Особенно если мы говорим не про пластиковую обувь, а обувь в сеточку и так далее. Смотрится интересно, хотя в то же время достаточно понятно, и ее легко можно в городе носить. 

Ну и коровий принт — такой, конечно, быстротечный. Я купила себе одни палетки в этом принте. Такая просто фишечка попробовать. Ну, интересно, свежо, потому что леопард, понятно, всем уже надоел, зебра тоже в целом уже не такая, а корова что-то новенькая.

А что вам лично не нравится?

Я вообще очень лояльная в плане каких-то «ред флагов». То есть, если что-то не нравится мне, это не значит, что это плохо. Это, может, кому-то подойдет. Чаще всего тренды мне просто не подходят из-за того, что у меня немодельная фигура и какие-то вещи не садятся. Допустим, есть тренд на брюки-шаровары, хотя я тоже себе купила, они мне не особенно идут, потому что у меня и так активные бедра, а брюки еще и расширяют. Но, тем не менее, я попробовала, и мне, кстати, понравилось. 

Я, к сожалению, не могу носить очень облегающие вещи, хотя сейчас тренд на «вторую кожу» присутствует. Но я не могу себе позволить это, потому что есть какие-то особенности фигуры. А всё остальное мне очень нравится!

Я часто вижу в вашем блоге то, что редко встречается у других стилистов: вы открыто говорите про AliExpress, Wildberries и в целом про то, что можно одеваться классно и при этом экономно. А есть ли, на ваш взгляд, такие элементы гардероба или тренды, на которые всё-таки стоит потратиться? На что, по-вашему, лучше не экономить — что можно назвать must-have?

Да, у меня действительно много доступного контента, потому что я позиционирую себя как «народный стилист» для женщин разных возрастов и возможностей. Мне важно, чтобы у каждой была альтернатива и выбор: поэтому я показываю одежду разных брендов от массмаркета до люкса. У меня самой, как у обычного покупателя, тоже есть люксовые вещи.

Во что я точно рекомендую вкладываться? На практике люксовая обувь служит намного дольше дешевой. Но понятно, что за цену одной пары можно купить пять-десять недорогих. Поэтому, если есть возможность инвестировать, я бы вложилась именно в обувь, но в универсальную. Не просто красивые туфельки, которые будут стоять на полке, а те, которые вы реально будете часто носить и комбинировать с разными образами.

Такая же история с сумками: не стоит переплачивать за трендовую модель, которую вы наденете пару раз. Лучше взять базовую, качественную, ее и носить приятно. И потом можно перепродать, иногда даже выгодно.

Если говорить о более доступных вложениях, то я бы рекомендовала обратить внимание на качественные солнцезащитные очки. У меня их много: и недорогих тоже хватает, но они скорее для стиля. Но когда нужны именно хорошие линзы и защита от солнца, качественные очки работают дольше и реально полезнее. Главное, выбирать без лишних логотипов и перегруженного дизайна, чтобы их было проще сочетать с разной одеждой.

Всё остальное: жакеты, брюки, джинсы, свитеры — сейчас спокойно можно найти и у российских брендов хорошего качества. Так что одежда точно не обязательна из дорогих марок. У меня, кстати, из люкса в основном только аксессуары: сумки, обувь, очки и иногда бижутерия. А одежду я люблю часто обновлять и миксовать. Если бюджет ограничен, точно лучше вложиться в аксессуары. Но и это не принципиально: если есть вкус и понимание стиля, можно собрать классный гардероб и из вполне доступных вещей.

А что вы думаете про российские бренды? Как вам их развитие? Может, есть любимчики? Всё-таки, несмотря на то что мы уже несколько лет живем с ними «вместо» международных марок, многие всё еще говорят: «Zara была лучше» и заказывают вещи из-за границы. А вы как к этому относитесь?

Естественно, первый год после ухода зарубежных брендов ломка была тяжелая. (Смеется.) При первой же поездке за границу я сразу бежала в Zara, Massimo Dutti, H&M или в люксовые магазины. А сейчас уже такого нет. Вот недавно была за границей и почти ничего не купила, потому что понимаю, что всё это я спокойно могу найти у нас.

Мне очень нравится, как развивается российский рынок. Да, не всё гладко, да, цены выросли, и поход в Lime может выйти дороже, чем раньше покупка в Zara, но уровень вырос, качество хорошее, фасоны и ткани стали лучше. Тот же Lime, который часто называют «новой Zara», мне нравится даже больше. У них реально актуальные фасоны, хорошие силуэты, всё здорово.

Я раньше часто показывала подписчицам, что в одном магазине можно купить и что-то ужасное, и что-то классное — в зависимости от выбора. В Lime я сейчас почти не встречаю откровенно неудачных вещей. Люблю Lime, Love Republic, BeFree, они тоже подтянулись. Раньше там было больше молодежного и «для тинейджеров», а сейчас появляются интересные вещи и для взрослого гардероба. Zarina тоже хорошо выросла по качеству.

У меня самой был свой бренд одежды, но, к сожалению, не сложилось. При этом я понимаю всю кухню изнутри. Шить у нас дорого, особенно если не заказывать всё из Китая огромными партиями. Поэтому я не обвиняю бренды в высоких ценах,  я понимаю, почему так. Кто следит за качеством — большие молодцы. И классно, что сейчас появляются маленькие локальные марки, которых еще вчера никто не знал, а благодаря блогерам и стилистам о них узнают. Короче, я топлю за российский рынок!

Согласна! Я тоже в какой-то момент заметила, что почти весь гардероб у меня от российских брендов. А как думаете, куда у нас дальше будет развиваться мода в ближайшие годы? Что может измениться в подходе к одежде, к себе?

Я очень хочу, чтобы мода у нас становилась доступнее и понятнее для всех, а не оставалась чем-то «для избранных». Чтобы женщины разрешали быть себе модными, красивыми, без оглядки на чужое мнение, без предрассудков, что им что-то нельзя носить и так далее. И хочется, чтобы это больше популяризировалось.

Понятно, что в любой стране есть сегмент высокой моды и есть массовый рынок. Я сейчас говорю не о какой-то высокой моде или сложных вещах, а о том, чтобы женщины, просто выходя на улицу, выглядели красиво — не нарядно «для всех», а именно для себя. Многие говорят, что русских женщин видно издалека, что они всегда наряжены. Но на самом деле это не про всех: не про перегруженные образы и искусственность, а про то, чтобы выбрать для себя что-то большее, чем худи с джинсами и кроссовки.

Мне хочется, чтобы женщины разрешали себе это и передавали пример своим детям. Чтобы поколение, которое сейчас растет, уже не жило с установками «это только на Новый год», а знало, что можно быть красивой и ухоженной здесь и сейчас. Если это станет нормой, мужчины тоже подтянутся. Потому что меня часто спрашивают: «Как заставить мужа переодеться? Вот со мной всё окей, а он не хочет». Я всегда говорю: начните с себя. Если вы ему дороги, если ему важно ваше мнение, он сам подтянется.

Поэтому хочется такой всеобщей красоты, чтобы женщины не стеснялись, чтобы перестали шеймить друг друга за то, что можно или нельзя носить. Чтобы не было этого «мне можно, тебе нельзя», а была понятная и доступная культура стиля, которая растет именно среди большинства людей, а не только в узком фэшн-кругу. Потому что всё важное всегда идет через массы.

Это круто! И напоследок: расскажите про ваши проекты сейчас. Что-то новое планируется? Курс, коллаборация, может, еще одна попытка с брендом?

Да, бренд пока сейчас на паузе. К сожалению, у меня не хватает ресурсов им заниматься, но задумки есть. Что касается проектов, сейчас я сосредоточена на обучении. Это как раз связано с тем, о чём вы говорили в предыдущем вопросе, чтобы менять мышление женщин и помогать им чувствовать себя красивыми, мне нужно охватить больше людей. Поэтому я как раз учу женщин для себя выглядеть красиво на курсе «Персональный стиль», который как раз помогает услышать себя, свой личный запрос и при помощи стиля его выразить.

Кроме того, я обучаю стилистов. Это что-то вроде сетевого эффекта: они потом передают эти знания своим клиентам. В ближайшее время планируется запуск курса «Стиль из будущего», в котором я учу не просто работать по шаблонам, а именно слышать людей, слушать их и давать им то, что они действительно хотят, и, собственно, в этой профессии развиваться. Как раз планируется масштабное мероприятие-вечеринка в августе, и после этого и будет запуск.

Также я планирую проект «Стайл-тур». Это поездка на неделю моды осенью, которая будет последней в сезоне, с небольшой группой. Хочется, чтобы участницы погрузились в атмосферу, посмотрели всё изнутри, понаблюдали за процессами.

Ну и помимо всего этого, я, конечно, и в плане контента тоже делаю много интересного, но тут пока всё очень-очень долго. Есть идея сделать шоу-преображение, но это пока не в ближайших планах.