Ксения Трейстер: «Для меня вызов — сыграть героиню, не похожую на меня»

В онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» вышел фэнтези-сериал «Этерна» о вымышленной планете Кэртиана, стоящей на пороге конца света. Ксения Трейстер сыграла решительную и отважную, но при этом хрупкую Айрис Окделл. Мы поговорили с Ксенией о работе в театре и кино, увлечениях, актерских вызовах и, конечно, о съемках в сериале «Этерна».

Фото: Максим Кашин / Кинопоиск

В одном из интервью ты упомянула, что росла в семье технических специалистов, не связанных с искусством. Кто или что вдохновило тебя стать первой, кто выбрал творческий путь? 

Думаю, что сцена. Я всё детство занималась танцами, мы выступали на праздниках, городских мероприятиях, на больших площадках, в том числе в концертном зале Чайковского. После нашего коллектива некоторые ребята уходили в ансамбль Моисеева. Вообще вся эта закулисная жизнь очень подкупает, особенно когда ты существуешь в этом с детства. Есть особенная романтика в репетициях, костюмах, гримах. Но главное, конечно, сцена и те эмоции, которые ты проживаешь в моменте, в танце. Они тобой овладевают, и одновременно ты подчиняешь их себе. Однажды испытав это чувство, сложно от него отказаться.

Во время твоих первых проб поступления в актерский институт были трудности. Что помогло не опустить руки и все-таки добиться цели? 

У меня даже не было мысли о том, чтобы опустить руки. Не было мысли и не было времени. Я ощущала себя Алисой, которая упала в кроличью нору и стремительно летит вниз, а мимо нее с бешеной скоростью проносятся предметы, которые не успеваешь даже разглядеть, не то что ухватиться. Многие ребята, особенно не первый год поступающие, довольно осознанно существовали в процессе поступления. У меня, не знакомой ни с миром театра, ни с миром кино, были совсем иные ощущения. Но я просто сказала, что мне нужно сделать это с первого раза. Но у меня были запасные варианты. Я хорошо сдала экзамены, и отнесла документы в технический вуз.

Ты очень творческая девушка. И несмотря на то, что не училась играть на музыкальных инструментах в детстве, ты не раз высказывала желание освоить навык игры на гитаре или синтезаторе. Есть ли прогресс в этой сфере? Хватает ли вообще времени совмещать хобби с актерской карьерой?

Совмещать сложно. Если у тебя есть работа, то ты, конечно, идешь и работаешь, потому что это счастье, это подарок, это удача — ты востребован, и слава богу. Но вообще небольшой прогресс есть: периодически, когда у меня появляется свободное время, я берусь за гитару. Также в моей жизни есть спорт, йога, танцы, вокал, языки, книги.

Помимо кино ты активно играешь в театре имени Вахтангова. Расскажи, тебе ближе игра на сцене или всё же роли в кинопроектах?

Я отказываюсь выбирать. Да мне кажется выбор и не стоит. Всё совместимо. И разве не прекраснее каждое из этих дел, если существует второе. Всё это разные грани одной профессии, которые в своем разнообразии делают ее только увлекательнее. Круто, что можно время от времени переключаться.

Фотограф: Анна Ильина

Говорят, твоей первой большой работой в театре стала роль Наташи Ростовой. Есть ли у тебя любимое классическое произведение помимо «Войны и мира» и героиня из книг, которую ты мечтаешь сыграть?

Я очень люблю классику, особенно русскую: Толстого, Достоевского, Бунина, Чехова. Да и зарубежную люблю. Но никогда не мыслила определенными категориями — не могу выбрать одного персонажа и мечтать о нём. Мне кажется, судьба дает нам шансы, порой гораздо более интересные, чем мы можем себе вообразить. И я надеюсь, что меня еще столько всего ждет впереди. Я ведь только на пороге этого большого пути. И передо мной море, даже океан, того, что мне только предстоит узнать, открыть, увидеть, попробовать.

Год назад на экраны вышла сказочная лента «Летучий корабль», где ты исполнила роль Забавы. Что тогда вдохновило тебя на участие — ностальгия по детству, симпатия к героине или возможно что-то другое?

Я бы сказала, что это и ностальгия по детству, потому что, кажется, она не покидает человека в течение всей его жизни. И в целом, ностальгия по советскому кино и мультфильмам, потому что я, например, росла именно на них. А если рассуждать без розовых очков. Я — молодая актриса без внушительной фильмографии, мне предлагают главную роль в хорошем проекте с известным режиссером, в большом продакшене. Вокруг артисты высочайшего уровня — Леонид Ярмольник, Фёдор Добронравов. Разве я могла отказаться?

Совсем недавно в твоей фильмографии появился еще один фэнтези-проект — сериал «Этерна». Расскажи, какова твоя история знакомства с этим проектом?

На самом деле, никакой удивительной истории нет. Меня позвали на пробы, я их прошла, меня утвердили. Дальше было знакомство со сценарием, с книгами, персонажами, их биографией и сюжетной линией. А затем уже начались съемки в проекте. Не могу сказать, что я фанатка жанра «фэнтези», но, если говорить, например, про Толкина и «Властелина колец», то меня это, безусловно, увлекает.

Сколько заняло знакомство с большой вселенной Веры Камши? Сразу ли тебя затянуло в мир «Этерны»?

Мне кажется, что человеку, который не слишком знаком с фэнтези как жанром, в целом довольно сложно погружаться в эту историю, но невероятно интересно. Я не прочла все книги из цикла, хотя сама вселенная Веры Камши как минимум захватывающая.

Твоя героиня — своенравная девушка из знатной династии. Расскажи нам про Айрис — какой видишь ее ты? Что особенно тебе полюбилось в этом персонаже, чему она может научить? 

Для меня Айрис — этакая амазонка, женщина-воин. Она человек чести: защищает семью, стоит за нее, за свой род. Айрис в чём-то своенравна, горделива, даже заносчива. В ней соединяется эта дерзость с открытым сердцем, нежностью, ранимостью. А научить она может не бояться доверять зову сердца и быть решительным.

Ты узнаешь в чем-то себя, глядя на свою героиню?

Сложно играть персонажа, если ты находишь в нём себя, а себя в нём. И я всегда говорю, что я похожа на героиню, а она — на меня. Так получилось, что она нашла свое воплощение во мне.

И у Айрис, и у тебя есть старший брат. Расскажи, на что похожи ваши отношения? Часто ли он заставлял тебя волноваться как Ричард?

Меня брат всё-таки старше больше, чем на 4 года, а Айрис с Ричардом погодки. Мой брат всегда давал мне чувство опоры, надежности, защищал меня, заботился обо мне. И я смотрю на него как на пример. Он умный, начитанный, интеллектуал, и в этом я стараюсь на него равняться.

Как тебе съемки «Этерны»? Что было самым сложным в контексте такой масштабной работы с множеством костюмов и декораций? Твои коллеги говорили, что иногда было очень жарко…

Я думаю, в таких жанровых проектах самая сложная художественная задача — вообразить себя в таких обстоятельствах, на таком «шекспировском» накале страстей, который совсем нам не свойственен. Представить такие предлагаемые обстоятельства, когда жизнь каждый день висит на волоске, нам очень сложно. С другой, конечно, всё это многообразие костюмов, вся эта эстетика средневековья в соединении с фантастикой — это просто трудно воплощаемая задача. Больше всего мне запомнилась и понравилась наша команда. Я думаю, это очень показательно. Всегда говорю: самое главное, что я выношу из своей работы и из проектов, — это люди. Посмотрите как минимум на наших унаров. Я любуюсь, поражаюсь, вдохновляюсь.

Если бы у тебя был собственный герб как в сериале, то какие три вещи, характеризующие тебя сегодня, ты могла бы назвать? 

Пусть будет любовь, принятие, прощение.

На твоем счету фэнтези, триллер с вампирами и множество исторических лент. Можешь ли сказать, что какие-то из этих жанров тебе ближе остальных? 

Не могу. Здорово, что существуют разные жанры, и я могу себя в них попробовать и проявить.

Мы знаем, что актерская сфера старается отходить от рамок «типажей», но всё же: среди благородных особ и упорных школьниц — есть ли образы и персонажи, играть которых интереснее? Или каждая новая роль — это вызов, который не похож на другой? 

По-разному. Иногда это вызов — сыграть роль, не похожую на тебя. А иногда, вызов в противоположном — максимально приблизить к себе и прожить какую-то свою историю. Всё очень индивидуально и зависит от каждой конкретной роли, от событий моей жизни, контекста мира в целом. Это очень тонкие материи, которые невозможно просчитать, оценить. Играть мне интересно всё. Я жадная до жизни и до ролей. Мне нужно всё и сразу, здесь и сейчас.

В будущем выйдет много больших проектов с твоим участием: «1000 нет и 1 да», «Константинополь», «Ангелы Ладоги». Есть ли у тебя большая актерская цель, к которой ты хочешь прийти? 

Если бы у меня и была большая актерская цель, то я бы никогда о ней не рассказала. (Улыбается.) Моя мечта — в каждом персонаже, в каждом проекте попытаться найти повод поговорить о важных вещах, о чувствах, поразмышлять о вечных вопросах, задаться ими и задать их зрителю, чтобы у них после просмотра остались поводы для раздумий. Не всегда обязательно отвечать на эти вопросы — важно просто о них поразмышлять.