Щас спою: от «Музыкального ринга» до «Конфетки». Вспоминаем, как менялись песенные шоу на российском телевидении

На канале ТНТ в самом разгаре «Конфетка» – проект, где из песен пока еще не известных широкой публике исполнителей делают настоящие хиты, а у их авторов появляется шанс прославиться на всю страну. Мы уже успели распробовать эту «Конфетку», а заодно решили вспомнить, как эволюционировали популярные музыкальные передачи на отечественном телевидении. Осторожно: ностальгии при прочтении этого текста избежать не удастся!

.
  • 90-е: «Музыкальный ринг», «Программа А»

Надо сразу оговориться: в советское время на двух «программах» (так в те времена называли каналы, и всю территорию страны покрывали только два) были музыкальные передачи. Да, именно передачи, а не шоу – с застегнутыми на все пуговицы ведущими, которые поставленными голосами объявляли: «Выыыступает, народный артист…». Телевидение начало перестраиваться вместе с СССР, и поначалу передачи были не только про послушать, но и про поговорить.

  • «Музыкальный ринг» (1984-2000)

Первые музыкальные шоу на новом российском ТВ руководствовались двумя правилами: порадовать зрителя хитами, а также рассказать ему про любимого артиста. Это же был мир без интернета (о, ужас!), а значит и без возможность найти любую информацию ровно за две секунды. Среди пионеров жанра был «Музыкальный ринг». В перерывах между выступлениями звезды там отвечали на вопросы ведущих и зрителей, нередко каверзные. Собственно, из-за того, что знаменитостям приходилось остроумно парировать, в названии шоу и появилось слово «ринг». Именно в эфире этой программы страна впервые увидела многих своих «героев»: Бориса Гребенщикова, Жанну Агузарову, группу «Браво». Не поверите, даже Николай Басков получил свои первые «15 минут славы» на телевидении именно на «Музыкальном ринге».

Уже ближе к закату передача сменила формат и превратилась в противостояние отцов и детей. Музыканты разных поколений «соревновались» друг с другом, выступая на «ринге», а после чего зрители голосовали за лучшего. Но такая механика продержалась всего несколько лет, а потом программу закрыли.

  • «Программа А» (1989-2000)

Еще одно перестроечное музыкально-разговорное шоу, дожившее аж до начала 2000-х. Его отличие от других в сильном рок-н-ролльном крене. Достаточно сказать, что создатели считали нормальным пригласить выступать популярных, но вроде бы не очень форматных для центрального телевидения Егора Летова или группу «Сектор газа». И да, они приходили, пели, и это показывали на всю страну. Хотя одновременно с этим ведущие могли поделиться со зрителями новостями с фестиваля Сан-Ремо. Того самого, который «Felicita», и все в этом духе.

Интересно, что автор шоу Сергей Антипов был одержим буквой «А», из-за чего названия всех рубрик начинались именно с нее. Например, «альтернатива», «афиша», «авангард» и тому подобные. Помимо живых выступлений, тут показывали сборную солянку из клипов (иногда сделанных в буквальном смысле «на коленке»), а также интервью с музыкантами.

  • 2000-е: «Стань звездой», «Фабрика звёзд»

В начале 2000-х на российском телевидении узнали, что такое покупка зарубежных форматов с последующей переделкой под отечественные реалии. Кроме того, нежданно- негаданно в страну пришли реалити-шоу. Вместо того, чтобы смотреть на уже состоявшихся артистов, обычные зрители получили шанс стать таковыми.

  • «Стань звездой» (2002)

Вспоминая музыкальные реалити, всем в первую очередь на ум приходит легендарная «Фабрика звёзд». Между тем, первым в стране проектом по превращению любителей петь и танцевать в профессиональных работников микрофона и сцены был проект «Стань звездой». Формат купили в Новой Зеландии, где передача называлась Popstars. И, наверное, он узнаваем для любого человека, выросшего в эпоху «миллениума». Телевизионщики ездили по всей стране с бесконечными кастингами, которые тоже активно показывали. Лучшие из лучших учились звездному мастерству под прицелом камер. В конце из победителей сформировали группу, написали для них пару песен и сняли клип. Коллектив назывался «Другие правила», но его никто сейчас не вспомнит. Увы, это тот случай, когда процесс оказался интереснее результата.

  • «Фабрика звёзд» (2002-2007, 2011-2012)

Реалити, которое несколько лет было главным поставщиком свежих лиц для отечественного шоу-бизнеса. Если конкуренты из «Стань звездой» концентрировались на отборочных этапах, то тут больше старались показать процесс работы над песнями и «отчетные концерты», где вместе с молодыми ребятами-ноунеймами участвовали звезды первой величины. Формат шоу Star Academy, кстати, тоже покупной, изначально выходил во Франции и Испании, а потом завоевал мир. Среди выпускников различных сезонов долгоиграющего музыкального шоу немало тех, кто и по сей день остается в топах. Например, Полина Гагарина, Лена Темникова, Тимати, Юлианна Караулова, Рита Дакота и даже Мигель. Последний, правда, с пением завязал, но зато обернулся одним из самых известных хореографов России.

  • 2010-е: «Голос», «Песни»

Новые времена, а значит и новые вызовы. К началу 2010-х зрителям стали менее интересные закулисные интриги, а вот мощный вокал и хорошая музыка наскучить никак не могут.

  • «Голос» (2012 – …)

Один из самых известных песенных проектов в мире родился в Нидерландах в 2010-м и через два года добрался до России. Очевидно, что главная «фишка проекта» – это слепые прослушивания. Множество эфиров звездные наставники сидят спиной, не понимая кто исполняет известный хит, а значит должны реагировать только на вокал, а не на внешность или интересный образ. Поэтому, когда дело доходит до более традиционных выступлений, накал страстей всё же спадает.

За долгие годы «Голос» разросся до двух дополнительных шоу – детского, а также для тех, кому за 60 Проект нередко критикуют за то, что участники исполняют одни только каверы, а не собственный репертуар. Как результат – нередко после финала зрители зачастую быстро забывают про даже самых одаренных вокалистов.

  • «Песни» (2018-2019)

А, вот, наконец-то снова российский формат, не имеющий зарубежным аналогов. Идея вроде бы понятная и знакомая: снова кастинги молодых дарований по всей стране, снова крутые продюсеры (в первом сезоне были Тимати и Максим Фадеев, во втором последнего сменил Баста), которые выбирают лучших из лучших. Но все-таки в «Песнях» иначе расставлены акценты. Здесь не искали самого голосистого вокалиста, а выделяли артистичность и «звездный» потенциал каждого из участников. Да, каверы тоже периодически исполнялись, но музыканты представляли и собственные песни, которые залетали в чарты, набирали миллионы просмотров и играли из каждого утюга. Среди бывших участников «Песен» есть и очень успешные ребята: например, Niletto и Хабиб.

  • 2020-е: («Музыкальная интуиция», «Конфетка»)

Просто хороших песен и голосов теперь недостаточно, в новых проектах нужно придумывать что-нибудь «эдакое». К счастью, на нашем телевидении это умеют.

  • «Музыкальная интуиция» (2021-...)

Про реальные, а не студийные вокальные данные некоторых исполнителей принято шутить и дискутировать. Ну а истории о том, как песни записывали одни, а под «фанеру» на сцене потом выступали совсем другие люди, знает вся страна. Возможно, о чём-то подобном вспоминали создатели этого необычного музыкального шоу. В одном выпуске появляются сразу десять очень разных участников. Среди них есть и профессиональные вокалисты, и те, кому медведь наступил на ухо еще в колыбели. А вот двум командам звездных гостей нужно догадаться, кто есть кто. К финалу уже знаменитым профи приходится спеть дуэтом с одним из неизвестных участников, не зная об их вокальных данных. Иногда происходят настоящие казусы: хиты могут прозвучать примерно так же, как на вашем последнем корпоративе в караоке. Просто найдите выступление Валерии с песней «Часики» на «Музыкальной интуиции». Вспоминать будете очень долго!

  • «Конфетка» (2022- …)

Принципиально новое шоу канала ТНТ, третий выпуск которого покажут в субботу в 21:00. Никаких каверов, только новые авторские песни с потенциалом стать настоящими хитами. Механика проекта необычная: создатели находят в интернете композиции, которые их авторы сами выложили во всемирную паутину. В каждой песне есть изюминка, но до первых строчек чартов они пока не дотягивают. Тут не помощь приходят профи во главе со звездами шоу-бизнеса: они подберут и запишут необычную аранжировку, придумают интересный номер, короче говоря, доведут песню до ума, точнее, до хита. Некоторые даже попытаются выкупить песни у их авторов! Ведущие проекта – Марина Кравец и Гарик Мартиросян, так «Конфетка» получилась не просто вкусной, но и с юмором.

.