Всегда на высоте: как научиться эффективно управлять своими эмоциями в профессиональной жизни

Рекомендации психолога, как справиться с эмоциями на рабочем месте и улучшить отношения с коллегами.

Legion-Media
.

Статистика констатирует, что 2⁄3 жизни человек проводит на работе. Многие оценивают личный успех исключительно по карьерным достижениям, пытаются достигнуть вершин, переступая через себя и глядя сквозь пальцы на собственные переживания. Алёна Алексеева, психолог, коуч, владелец онлайн-школы, автор трансформационного курса «Лаборатория счастья» рассказала, как понимание и проживание эмоций помогает добиться триумфа в профессиональной сфере и развить лидерские качества.

  • Всегда на высоте

В жизни нет категорий «всегда» и «никогда» — это первое, что нужно принять. В свете этого, сама формулировка вечного успеха становится несостоятельной. Так же как хорошее и плохое — всегда относительно. Более того, с терминальными понятиями чаще всего связаны прочные ограничивающие убеждения.

Мы не можем предугадать, чем обернется для нас тот или иной взлет или провал. Вспомните притчу о китайском фермере, который потерял лошадь. Все соседи вздыхали и сочувствовали ему, а на следующий день потерянный скакун привел в стойло двух диких коней.

Успешные люди руководствуются интуицией: удивительно точно предсказывают развитие событий, ожидания или реакции клиентов. Секрет сверхспособностей очень прост: они знают в мельчайших подробностях свои чувства и гармонично их проживают. Эмоции для них —надежный партнер и товарищ, индикатор верных шагов к цели. Профессиональные промахи — не катастрофа, а шанс посмотреть на себя со стороны и прокачать слабые стороны, чтобы после одного па назад, сделать десять вперед. Они уверены, что нет никаких выверенных штампов и шаблонов поведения. Есть только путь, который открывает возможности для роста.

Важно проживать каждое событие и давать выход чувствам, которые зарождаются и терзают душу. Подавляя эмоции, особенно негативного характера, мы учим себя блокировать и заковывать все остальные вместо того, чтобы выработать способность ощущать весь спектр переживаний. Применяя это правило во жизни, помните об экологичности. Выпускайте чувства так, чтобы это не нарушало личных границ окружающих.

  • Контроль эмоций 

Основная черта успешного сотрудника — доверие самому себе, своему чутью и представлениям о том, что истинно и ложно. Такими качествами наделен только независимый человек, который берет ответственность и полагается только на себя. Личность, которая вышла из-под влияния общества и родителей не только в прямом смысле, но и в переносном. Такой человек не слушает голос внутреннего критика, который закладывает сомнения и предостерегает от решительных действий. Всегда четко осознает самоценность и обладает объективной адекватной самооценкой. Он ломает шаблоны и прокладывает собственный путь, тестирует теории и пробует разные подходы, пока не добьется результата.

Профессиональный успех прямо пропорционален уровню эмоционального интеллекта: способности понимать, распознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Речь не о манипуляции, а о понимании природы зарождения, проявления и выражения чувств. Когда человек считывает реакции окружающих, он может влиять на процесс, мотивировать коллег, может условных конкурентов превратить в союзников, соратников и даже друзей. И объединившись, такая сплоченная команда в едином порыве приносит колоссальную пользу компании.

Вместе с ЭИ нужно позаботиться о личной компетентности. Научиться осознавать свое душевное состояние, уметь им управлять. Направлять внутренние ресурсы на достижение цели и принимать активное участие в собственной жизни. Часто людей с развитой личной компетентностью называют излишне напористыми, пробивными и даже наглыми. Дело только в том, что они не живут из позиции жертвы, а полностью берут ответственность за всё, что с ними происходит.

Постулат «работа не место для эмоций» для таких сотрудников не актуален. Только тот человек, который позволяет себе, не стесняясь, испытывать полный спектр переживаний обладает высоким ЭИ. Для них даже крайние негативные злость и агрессия — это двигатель. Без здорового чувства злости никогда не добиться результата, не шагнуть по карьерной лестнице и не заведовать признания среди коллег.

Еще один секрет успеха у коллег — искреннее внимание. В деловых и кулуарных разговорах держите фокус на собеседнике. Ведите диалоги без заученных вопросов-клише, чтобы визави понял: вам интересно, чем он живет и дышит. Люди любят говорить о себе, интерес к их личности и жизни вызывает положительные эмоции и взаимный ответ в вашу сторону. Неважно, будет это руководитель, подчиненный или сослуживец за соседним столом, каждому важно быть услышанными и понятым. 

  • Навыки управления эмоциями

Есть несколько несложных способов, чтобы побороть неконтролируемую волну чувств и прокачать свой ЭИ.

•    Осознайте свои эмоции. Попробуйте понять, что вас беспокоит в различных ситуациях, и как это влияет на работу. Чтобы лучше понимать себя, начните вести дневник или просто каждый вечер перед сном подумайте в каком эмоциональном ключе прошел день.

•    Научитесь контролировать свое дыхание. Глубокое и ритмичное дыхание поможет успокоиться и сбросить напряжение. Попробуйте сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, когда чувствуете, что теряете контроль.

•    Не рубите с плеча. Когда эмоции захлестывают, не принимайте поспешных решений. Попробуйте отложить этот момент до тех пор, пока вы не успокоитесь и не сможете холодно и трезво оценить ситуацию.

•    Выражайте эмоции конструктивно. Вместо того чтобы подавлять свои эмоции, попробуйте научиться выражать их так, чтобы не наносить вреда другим людям. Говорите только о себе. Объясните, что вы чувствуете и почему, вместо того, чтобы кричать или обвинять кого-то.

•    Разбейте задачу на мелкие шаги. Если эмоции мешают вам сосредоточиться на задаче, попробуйте разбить ее на мелкие шаги. Это поможет вам сфокусироваться на каждой ступеньке и справиться с задачей постепенно.

Проделывайте эти упражнения систематически и доведите до автоматизма. Так вы научитесь экологично проживать любые чувства, поднимете уровень эмоционального интеллекта и личной компетентности — качеств настоящего лидера и успешного сотрудника.

.