Саша Купалян: «Я бы хотел увидеть Босха в формате стрит-арта»

Мы поговорили с талантливым художником, участником фестиваля «Культурный код», резидентом арт-галереи VS unio Сашей Купаляном о том, что такое стрит-арт, что такое душа, и в чём важность фестиваля «Культурный код».

Фотографии: пресс-служба VS unio, пресс-служба фестиваля «Культурный код» Саша Купалян

Саша Купалян преподает живопись, сотрудничает с театрами в качестве художника по сценографии и костюмам, создает обложки для глянца, имеет за плечами уже две персональные выставки живописи и одновременно пишет масштабные граффити-работы на улицах. Стрит-арт для него — возможность высказаться на вечные темы.

Вы создавали муралы в Москве, работаете в рамках «Культурного кода» в Солнечнодольске, расписывали многоэтажку в Одинцово. Есть ли, на ваш взгляд, разница в подходах к оформлению среды в мегаполисах и в маленьких городах? Нужно ли учитывать что-то — или нет разницы?

Однозначный ответ дать не могу. То, как будет выглядеть та или иная работа, определяет  внутреннее состояние художника, то, что он хочет донести до зрителя. Да, внешняя среда диктует свои условия, но художник может находить разные решения и ставить себе разные задачи. Художник свободен делать то, что он считает должным.

Первые рисунки человек создавал не на холстах, а как раз на стенах. Кроме того, масштабность муралов сродни гигантским фрескам и полотнам старых мастеров.

Не кажется ли вам, что уличное искусство при всей его современности, напрямую связано с историей и традицией живописи?

Да, конечно, мы связаны с поколениями художников, которые работали до нас. И знать, понимать и уважать их очень важно. Мы постоянно учимся у старых мастеров, пользуемся теми знаниями, которые были ими получены. Глупо было бы это игнорировать. Искусство постоянно омолаживается, и то, что было забыто, становится актуальным сейчас. Искусство никогда не стареет, оно всегда устремлено в будущее. Я в этом убежден.

Кого из старых мастеров вы могли бы представить творящим в стиле стрит-арта?

Многие из них могли бы работать в стрит-арт (да и работали в свое время). Но я бы хотел увидеть своих любимых художников, например, Рене Магритта, (Микалоюса) Чурлёниса, (Иеронима) Босха, Павла Челищева.

Традиционное русское искусство, иконопись, возможно развивать в формате уличной живописи?

Думаю, это возможно. Но работы с религиозными мотивами должны быть там, где это уместно. И не должны оскорблять чувства верующих. Нужно относиться к этому с уважением.

Может ли уличное искусство  быть частью художественного мейнстрима ? Или оно уже стало таковым?

Да, давно уже стало. И будет развиваться дальше и принимать разные формы. И это очень здорово! Потому что в мире очень много талантливых, свободных художников. 

Вы работаете в театре, преподаете, выставляетесь в галереях. И при этом занимаетесь стрит-артом. Что для вас в приоритете?

Для меня важно всё! Всё перечисленное — это творчество, где я свободно ныряю во все виды и направления, которые мне интересны. Художник должен постоянно меняться, пробовать, ошибаться и идти вперед. Предназначение художника – быть не как все. Быть честным и всё время трудиться, не жалея себя.

Вы участник фестиваля «Культурный код». Что для вас значит этот фестиваль? И меняет ли он отношение к уличному искусству в нашей стране и в целом жизнь российских городов?

Для меня это огромное счастье быть участником «Культурного кода»! Этот фестиваль — огромное событие в масштабе страны, и в мировом масштабе. Искусство — мост между культурами и странами, оно объединяет. Я счастлив, что наше государство и «Россия — страна возможностей» поддерживают этот проект. Это огромный труд. Много людей вкладывает в это душу, время и силы. И это очень важно. Конечно, фестиваль меняет жизнь городов, где он проходит. Жители очень поддерживают художников, мы становимся одной командой. И это здорово! Это и есть главная задача — делать добро.

Вы запечатлели в вашей работе в рамках «Культурного кода» душу воды. Что для вас душа?

Для меня душа — это бессмертие, свобода, и самое ценное, что нам дано сверху. Я убежден, что всё вокруг имеет душу, даже пушинка или песчинка. Мы должны беречь и защищать все живое — не рубить леса, не обижать животных, защищать слабых. И с уважением, по-доброму относиться друг к другу!

Должны ли, на ваш взгляд, художники стрит-арта объяснять свои работы — учитывать, что их видит много людей, в том числе неподготовленных? Или уличное искусство не нуждается в пояснениях?

Я считаю, что задача художника не в объяснении того, что он сделал. Его главная задача — работать честно, не халтурить и не обманывать себя и зрителя. Не надо вестись на актуальные события. Надо стараться смотреть в будущее!

Увидеть работу Саши Купаляна «Душа воды» и еще более 40 муралов от художников из 16 стран можно в Ставропольском крае, поселке городского типа Солнечнодольск.