Елизавета Боярская: «Ты просыпаешься 1 января и думаешь: что же будет? Что этот год нам принесет?»

Елизавета Боярская с детства не верит в Деда Мороза, что не мешает ей любить декабрь, наряжать с детьми елку и выбирать подарки со смыслом. О том, что ей принес этот год, чего она ждет от будущего и как правильно отдыхать в новогодние каникулы в Санкт-Петербурге, актриса рассказала ОK!

Алексей Дунаев На Елизавете: жакет, брюки, рубашка - всё Isabel Marant («Крокус Сити Молл»), колье, подвести, кольца, серьги - всё TOUS

Лиза, это интервью выйдет, когда ляжет снег и до Нового года останется меньше месяца. Так что можно уже сейчас подводить первые итоги 2021 года. Каким он был для вас?

Если говорить о работе, у меня был очень насыщенный год. Несколько лет назад я обозначила для себя фокус — это театр и иногда (может, раз в год) съемки в хорошей картине. А в этот раз было столько достойных предложений, из которых что-то одно сложно выбрать. Поэтому у меня случились две большие работы подряд. Одна — это второй сезон сериала «Ворона», в котором у меня главная роль. Вторая — картина «Без правил» для платформы PREMIER. Там у меня тоже большая роль. Так что последние полгода я в плотном съемочном графике: 110 съемочных дней, плюс театр, плюс гастроли, плюс дети. Вообще я стараюсь в такие режимы не ходить. Думала, что под конец года буду в совсем уж плачевном со- стоянии, но нет. У меня по-прежнему есть и силы, и интерес.

И номинация на премию «Золотая Маска – 2022» за роль Катерины Ивановны Верховцевой в спектакле Льва Додина «Братья Карамазовы».

Мне это очень приятно, потому что роль выстраданная. Но, мне кажется, в этом спектакле сложно выделить отдельные роли. Тут нужно говорить об ансамбле. Мы не можем на сцене существовать друг без друга, поскольку объединены одними смыcлами и одной темой. В спектакле «Братья Карамазовы» мы меньше всего занимаемся сюжетом. Четыре с половиной года репетиций мы пытались понять, принять, оправ- дать, не осуждать, примерить на себя человеческую природу, которую так тщательно изучает Фёдор Михайлович Достоевский. И сейчас, спустя полтора года после премьеры, этот поиск продолжается. В центре всего — человек. Человек со своими недостатками, со своими пороками, со своими слабостями, со своим одиночеством. Мы ставим перед собой вопросы, которые муча- ют не только героев Достоевского, но и всех нас, и пытаемся ответить на них — вместе с режиссером и со зрителем.

Одним словом, год удался?

Я благодарна этому году за работу и возможности, которые открылись передо мной. И, конечно, я рада тому, что, несмотря на съемки, мое лето прошло на даче. Я снималась в Петербурге и по вечерам возвращалась домой, проводила время с детьми и уезжала обратно на съемки. То есть всё не в ущерб семье. Это для меня принципиально.

А какой съемочный график был в этом году у Максима?

Максим снимался с февраля по июнь, а я снимаюсь с июня по сейчас. (Улыбается.) Мы с ним стараемся разводить графики, чтобы кто-то из родителей — либо мама, либо папа — был с детьми.

То есть сейчас старший по детям Максим и тыл закрыт?

Более надежного человека, чем Максим, я не встречала никогда в своей жизни. Может быть, таких вообще больше нет. Я на 200% спокойна, когда дети с ним. Конечно, всё равно в силу своего педантизма я, уезжая, напоминаю, кому сколько пить витаминов, не забыть про кружок, кошке дать корм... Я понимаю, что Максим и так всё знает. Но, видимо, у меня это невротическое — нужно всё проговорить.

Тогда уходим от невротического к приятному — что значит для вас Новый год?

Это самый главный праздник. При том что я давно уже взрослая, для меня в нем остается элемент чуда. Когда я была совсем маленькая, то ощущала его почти физически. Помню, когда наступал Новый год, я бежала из кухни в комнату, высовывалась в форточку, и мне казалось, что я видела, как он улетает, исчезает, как комета. Потом, когда стала по- старше, я стала загадывать желание, писала его на салфетке, сжигала, бросала пепел в шампанское (сначала в детское, потом — во взрослое) — и выпивала с боем курантов. Я и сейчас стараюсь вспомнить всё, что было в этом году, поблагодарить его, отпустить. Ведь все мы представляем год по-разному. Я год представляю как календарь...

...а неделю — как дневник?

Абсолютно! (Смеется.) Понедельник — в левом верхнем углу, суббота — в правом нижнем, а воскресенье выпадает, но оно где-то есть. А год у меня — большой календарь с месяцами в два ряда. И получается, как будто к концу года ты обнулился — и реально всё начинается с чистого листа. Ты просыпаешься 1 января и думаешь: что же будет? что этот год нам принесет? Хотя по факту это просто новый день. Это удивительно, как мы сами себя программируем! (Улыбается.) 

Вы совсем не создаете впечатление тревожного человека.

Я не тревожная, правда. Это скорее ощущение предвкушения с легкой тревогой, но самое главное — с надеждой.

Лиза, как вы с Максимом противостоите искушению «елками»?

И у родителей, и у меня были спектакли 31 декабря. Но, как правило, спектакль начинается в шесть вечера. То есть примерно в девять все освобождались, к десяти собирались, к одиннадцати — садились за стол. Не раньше. А с годами празднование всё короче, и короче, и короче. (Смеется.) Видимо, родители становятся старше, и дети маленькие появились. Поэтому наше новогоднее застолье длится буквально два-три часа.
В моем детстве к родителям приходили гости, они болтали долго, смеялись, танцевали и расходились в пять утра. А сейчас два часа ночи — это всё, потолок. Все уже устали и хотят спать. Но всё равно Новый год для меня — это дом. Причем родительский дом.

Вы встречаете Новый год с родителями?

Сам Новый год — да. А уже 2-го числа праздник продолжается на нашей территории, в нашей с Максимом и детками квартире, где мы живем второй год. Мне всегда хотелось, чтобы гости пришли в наш дом. Чтобы это была моя вотчина. (Улыбается.) Я очень люблю всякие детали. Люблю продумывать сервировку: какой будет сервиз, где какие будут стоять блюда, какие подтарельники... И когда мы обустраивали наше гнездо, я выбирала всё с учетом того, что когда-то в доме будут гости — семья, друзья с детьми, будет красиво накрытый стол, хорошая еда. Какая-нибудь запеченная утка.

Умеете утку?

Нет, я не умею. Но могу найти рецепт и попробовать приготовить — под чутким руководством Максима. (Смеется.) Может быть, потому, что моя повседневная жизнь слишком суетлива, мне хочется, чтобы мое свободное время, и особенно праздники, всё это было осмысленно и доставляло удовольствие. Хочется, чтобы было так, как я себе представляла эту картинку в детстве: у меня будет вот такая семья, вот такие дети, вот такая елка.

Кстати, какая у вас елка — искусственная или натуральная?

Елка у нас искусственная, но выглядит абсолютно как натуральная. Мы еще вешаем на нее специальные палочки с запахом ели. От них в комнате такой аромат! Что будет с игрушками, еще не знаю.

Точно, у вас же теперь есть кошка!
Кошка появилась после Нового года. Так что, возможно, в этом году елку придется подвесить под потолок. Посмотрим. (Сме- ется.) Но послушайте, по-моему, что кошка, что трехлетний ребенок — это почти одно и то же. А стеклянных игрушек у нас почти нет. Они в основном пластмассовые и из папье-маше. Всякие куколки, оловянные солдатики, щелкунчики, паровозики старинные. Для меня это очень важная традиция — наряжать елку. Я бы никогда это не доверила дизайнеру. Наряжать елку нужно всей семьей, с детьми. Тогда это целое событие.

А появление Деда Мороза со Снегурочкой — событие?

Не знаю, хорошо это или плохо, но моя мама как-то сразу для меня развенчала этот культ: «Слушай, ты же актерский ребенок. Ну что ты, не понимаешь, что это тетя Маша и дядя Петя из театра?» И я поняла, что вся эта история шита белыми нитками. Я виде- ла, что это артисты, но меня это не смущало. Вопрос же был в подарке. (Смеется.) Какая разница, кто тебе его дарит — настоящий Дед Мороз или ненастоящий.

А ваши сыновья верят в Деда Мороза?

Для старшего, Андрея, мы делали сказочные представления, когда он прямо видел, как приходил Дед Мороз и клал под елку пода- рок. Ребенок был в шоке: «Я его видел! Я его видел!» Так было еще в позапрошлом году, а сейчас, мне кажется, он уже стал взрослым. Теперь такая акселерация, что у меня полное ощущение от детей 8-9 лет, что им 13-14.

Зато у взрослых 30как 20 и 40 — как 30.

Ну вот, видимо, всё сейчас так сильно меняется, и дети так быстро взрослеют, что Дед Мороз — это просто несерьезно. Я говорю: «Андрей, ты будешь писать письмо Деду Морозу?» А он на меня так смотрит: мол, мам, ну что ты как маленькая, честное слово. Андрей подходит к Новому году с практической позиции: «Так, мне нужно выбрать подарок и сказать, что я хочу, родителям», а писать Деду Морозу — это уже лишнее.

Ну правильно, какая разница, кто дарит подарок — Дед Мороз или родители? Кстати, как вы выбираете подарки — вдумчиво и заранее или, как мы любим, оббегаете центральные магазины 31-го числа?

Я люблю дарить подарки гораздо больше, чем получать. Девочкам можно дарить косметику, заколочки, что-нибудь из одежды... Миллион вариантов — и все хорошие. Самое сложное — делать подарки мужчинам. Невозможно же носки бесконечно дарить!

Сколько у Максима носков?

Максиму я носки не дарю. Он покупает их сам, и... ему дарит моя мама. С этим у нас всё нормально. (Смеется.) Я стараюсь делать подарки с фантазией и каким-то личным подтекстом. Допустим, на десятилетие на- шей свадьбы я ему подарила мультик. За- казала у аниматоров маленький, на семь минут, мультик про нашу семью. Про то, как мы встретились, как появились дети, как мы вместе снимались — все основные события. Но это наша история, а на Новый год подарки нужно делать всем близким, друзьям и родственникам. И в этом плане я очень рада, что в моей жизни есть Tous, потому что я прихожу в магазин и нахожу подарки всем подружкам, маме, свекрови...

Надо дочку.

Надо. В Tous есть всё, начиная с украшений, заканчивая сумками и очками на любой вкус и цвет. Коллекции очень разнообразные, и можно подобрать в подарок кольцо или цепочку даже тем, кто носит косухи, джинсы и редко надевает что-то женственное. Есть украшения для девочек-девочек и для совсем малышек, которым только прокололи ушки. Я четвертый год подряд покупаю подарки там, и все счастливы. Более того, я постоянно вижу вокруг себя девушек, которые носят Tous, и думаю: надо же, как здорово! Прямо испытываю личную гордость. (Улыбается.)

Подарки, как положено, заворачиваете в красивую бумагу?

Обычно нет, у меня на это времени нет. У Tous и так красивая упаковка, а детям мы просто кладем подарки под елку, и они их там находят с утра 1-го числа. В результате это всё, конечно, выглядит очень трогательно. Как картинка из рождественских фильмов вроде «Один дома», на которых мы росли. В этих фильмах есть большой красивый дом, рождественский венок на двери, лестница, камин, над которым висят рождественские красные но- сочки. По факту у нас всё было, конечно, немножко не так. Наш Новый год — это все-таки «Ирония судьбы...», оливье, мандарины, шампанское, неизвестный пьяный человек, который попал не в ту квартиру. (Смеется.) В этом тоже есть какая-то странная, не похожая ни на что романтика.

Прямо чувствуется, как вы ждете праздников.

Да, я очень люблю декабрь. Несмотря на то что в декабре иногда бывает плохая по- года, для меня это самый любимый месяц в году. То, как украшен город, новогодние витрины, музыка по радио — всё это дает ощущение праздника. И у нас у всех еще в декабре дни рождения. Сначала у Гриши. Потом, 20 декабря, — у меня. Потом, 26-го, — у папы. Потом — Новый год. А потом Рождество и сразу же день рождения у моей мамы и у брата. И всё это время мы плавно перетекаем из одного застолья в другое. В декабре – январе, так сказать, отчитываемся за весь год. Нас Максим разбавляет. У него у единственного день рождения летом.

Лиза, а можете для тех, кто так же, как и вы, любит декабрь, рассказать о своем новогоднем Петербурге?

Волшебство появляется, когда зажигается иллюминация. Поэтому мой новогодний Петербург — ночной. Гулять нужно, без- условно, по набережным (родители всю жизнь живут на набережной реки Мойки, и я привыкла гулять по набережным в лю- бое время года) и по центру. Исаакиевский собор. Дворцовая площадь. Рождественские ярмарки на Манежной площади и на площади Искусств. Представьте: вечер, падает крупными хлопьями снег, и вы идете по обтянутому гирляндами, светящемуся Невскому проспекту и заходите с улицы в теплое, богато украшенное помещение. Здорово выпить кофе в «Астории». Там обычно играют прекрасные музыканты, всё невероятно красиво, благородно, парад- но, пропитано историей, и из окон виден Исаакий. Обожаю заходить в Дом книги, где тоже очень традиционная обстановка, уютно, книги... и можно выбрать подарки. И обязательно «Щелкунчик» — в Мариинском или в Михайловском театре. Мне кажется, если зимой ехать в Петербург, про- водить время нужно так.

Текст: Юлия Сонина. Фото: Алексей Дунаев. Стиль: Ирина Свистушкина. Макияж: Анастасия Кириллова/Giorgio Armani Beauty. Прически: Светлана Шайда