Анастасия Уколова: «Я всегда старалась УСПЕВАТЬ ЖИТЬ»
Первые серии сериала «Комбинация», где актриса исполняет одну из главных ролей — певицы Алёны Апиной, побила все рекорды по просмотрам на сервисе Wink за текущий год. Создатели утверждают, что у сериала есть все шансы стать «Проектом 2024 года». О непростых съемках, материнстве, разнице поколений и женской дружбе — в интервью ОK!
Во-первых, поздравляю тебя с премьерой!
Спасибо, Женечка.
Скажи, когда ты снимаешься в проекте и анализируешь, что будет, есть ли у тебя желание, чтобы проект хорошо собрал, или творчество важнее?
Когда я только начинала сниматься, мне было всё интересно, не было важно, как это получится. Ты встречаешься с разными режиссерами, разными партнерами и пробуешь всё подряд. Я снимаюсь уже семь лет, и сейчас мой интерес в том, получится ли этот проект хорошим. Отталкиваешься от сценария, от имени продюсера, от того, какая кинокомпания занимается производством, где покажут этот проект... Совершенно не хочется тратить силы зря, хочется, чтобы твою работу увидели и оценили. Иначе для чего тогда вообще становиться актером? — Для того, чтобы выступать перед публикой. И в театре, и в кино важно, чтобы у тебя был зритель.
Сейчас есть такое модное выражение — «мурашить». Обычно про что-то невозможно крутое так говорят. И об этом в первой серии «Комбинации» очень классно рассказано и показано даже. Скажи, что мурашит тебя, когда ты понимаешь буквально кожей, что это оно, то самое, настоящее?
Я вообще очень чувствительный человек. Иногда мне даже хочется поменьше испытывать эмоции, потому что к вечеру я очень сильно от этого устаю. (Улыбается.) Отвечая на вопрос, я бы сказала, что больше всего меня мурашит от музыки. Я же с 5 лет ходила в музыкальную школу. В «Комбинации», когда начинает играть какой-то трек, у меня сразу появляются мурашки — накрывает воспоминаниями. У меня есть подруга, певица Асия, которая исполняет очень душевные и проникновенные песни (тексты она пишет сама). Вот недавно у нее был концерт, я провела его в слезах и мурашках, так она проникает в меня, так я чувствую ее саму и ее музыку. Возможно, где-то в прошлой жизни я была связана с музыкой — без нее в жизни мне никак. Хотя я не тот человек, который всегда и везде ходит в наушниках, у меня никогда не было собственных плей-листов...
Учитывая твое музыкальное образование, было ли тебе проще играть Апину, которая из консерватории вышла на сцену? Не было ли каких-то перекличек между тобой и персонажем?
У Алёны Апиной характер непростой, мы старались это передать с первых серий. Она про себя, про свою музыку, про цели и стремления, и при этом она не даст себя в обиду, всегда скажет, что думает. Сцена для нее была своеобразным вызовом: сможешь или не сможешь. Она повелась на провокацию, на вызов, а потом, сделав раз шаг на сцену, уже не остановилась. И я ее очень понимаю. Недавно на фестивале «Новый сезон» мы выступали впервые вместе с Таней Ивановой на вечеринке Wink, и после концерта я подумала: «Блин, я хочу еще! Это так классно!» Это такой обмен энергией со зрителем, когда ты чувствуешь музыку, когда уверенно себя ощущаешь на сцене, — это особый кайф. Если ты попробуешь это на вкус один раз, то дальше всё время будешь хотеть испытать эти эмоции снова и снова.
А что тебя мотивирует работать? Если тебе скажут: «Настя, ты не справляешься, давай выйди из кадра, отдохни», тебя это воодушевит или…? В сериале с твоей героиней это срабатывает.
Я не люблю такие методы. Они действуют, да, это манипуляция, но очень жестокая, тем более для артиста — нас легко задеть. Кого-то это может мотивировать, а кому-то нанесет травму. Ты можешь зажаться и не смочь больше ничего сыграть. Вообще, если мы говорим про актерское мастерство, то здесь очень важно чувствовать себя комфортно и расслабленно, чтобы раскрыться. Если обстановка не располагает, есть какой-то конфликт с партнерами, если режиссер тебя как-то обижает, это плохо для тебя и для всего процесса. Ты можешь выехать на своем опыте, на технике, но это не сравнится с работой в комфортных условиях. Так нас мотивировали в Щепкинском училище. По идее, я должна говорить, что я благодарна за то, что меня туда взяли, — и я, конечно, благодарна. Но годы, проведенные в театральном, настолько для меня стрессовые... Кто-то вспоминает свои годы в институте как самые яркие и веселые, мои же были про страх и зажим.
Страх сделать что-то не так?
Да. Я не могла быть свободной. Я думала не о том, чтобы сделать что-то прикольное, сыграть какой-то отрывок из пьесы, а только судорожно боялась того, чтобы не сделать что-то не так, чтобы потом за это не получить. В общем, такие методы мне не нравятся. Но в нашем сериале Саша Шишинин уже с первого взгляда понимает, кто такая Алёна Апина, как ее можно включить, — в этом и есть его продюсерский метод. Ему нужно сейчас получить эмоцию, чтобы она вышла, собралась. Он рискует и делает это. Она же могла развернуться и послать его. Но нет, всё сработало, она выступила — и с этого всё и началось.
Женские коллективы редко держатся долго. Начинается конкуренция, кто-то чувствует себя лидером, на этом фоне возникают конфликты. Хотя почему только женские, в бойз-бендах такая же ситуация. У вас была возможность поиграть в это общежитие какое-то время. Ты сейчас говорила про атмосферу на площадке, скажи мне: это было просто?
Нас было шесть девочек, но основной состав: я, Лиза Базыкина, Таня Струженкова и Даша Руденок — мы вчетвером были больше всего вместе. Какое-то время мы притирались. (Улыбается.) Сначала я больше общалась с Дашей, потому что мы знакомы давно. Потом мы познакомились с Таней. С Лизой у нас большая разница в возрасте, разные интересы — мы из разных поколений: она из нулевых, а я из 90-х...
Ты сейчас говоришь так, будто Базыкиной 15, а тебе 55! У вас разница шесть лет всего!
(Смеется.) Это же зависит не от количества лет, а от количества накопленного опыта. Мне 30, и с коллегами, которым 36, я такого не чувствую, но с коллегами младше даже на пятилетку действительно замечаю, что мы росли на разных вещах. Я смотрела «Ранетки», Лиза не смотрела. (Смеется.) Но это было очень интересно — узнавать друг друга. Мы были все вместе в экспедиции — это нас сблизило. В Саратове, где у нас был финальный блок съемок, мы вчетвером проводили вместе очень много времени, сидели все в одном вагончике после съемок. Мы правда очень разные, нам сложно общаться порой, но знаешь, что самое важное... мы друг другу нравимся. Поэтому стараемся поддерживать друг друга и радуемся успехам. Это вообще редкость в нашем мире. (Улыбается.) У Даши Руденок, например, сейчас вышло два трека: сольный и фит с Никитой Кологривым — это супер! Классно, что это сделала именно Даша! В этом, наверное, и есть дружба и любовь друг к другу, когда вы понимаете, что кто-то из вас может быть в чем-то круче, и это нормально. Разумеется, были какие-то притирки, но в итоге у нас чат в Telegram, где мы обсуждаем всякие непристойности. (Улыбается.)
После выхода сериала чат остается еще живым?
Пока остается. Если он умрет, я расскажу, что мы не справились.
К разговору о разнице «поколений». Может, дело в том, что ты такая зрелая, потому что #тыжмать?
Это и материнство. И два брака. (Смеется.) Я поняла, когда уже стала мамой, что материнство сильно отдаляет от подруг, которые еще не стали мамами. Ты уже на совершенно другом уровне ответственности, по-другому мыслишь и уже смотришь на девчонок как на подростков, которые живут здесь и сейчас, а ты, с одной стороны, хочешь так же, а с другой, понимаешь, что так уже не будет и надо получать удовольствие в новых реалиях.
Ты же еще брала с собой на все съемки сына...
Да. Я вернулась к съемкам, когда Гоше было 8 месяцев, за год отснялась в шести проектах, было шесть экспедиций, и везде я была с сыном. И поэтому после смены все могли пойти тусить, а мне надо было скорее домой. Или на следующий день у всех высыпной выходной, я же понимаю, что встану завтра в 7 утра и большую часть дня проведу с ребенком.
Настя, я сейчас вспомнила историю, когда мы познакомились, четыре года назад, ты рассказывала, что тебе в ресторане отказали в бокале вина. Наверняка тебе и сейчас 18 не всегда дают. Может, просто не рассказывать везде про ребенка и два брака?
(Смеется.) Да-да, особенно когда подходят знакомиться какие-то молодые люди. Недавно на премьере «Комбинации» я общалась с парнями из «Слова пацана». Мы шутили, ржали вместе, глазки мне некоторые строили. Ну я в шутку одного спросила, сколько мне на вид лет. Он предположил, что 20. И все очень удивлялись, что мне 30 и что у меня есть сын. «Когда ты успела?» (Смеется.)
И что ты ответила, интересно?
Ты знаешь, я всегда старалась успевать жить. У меня никогда не было такого, что я только снимаюсь и борюсь за каждую роль. Если меня не утверждали куда-то, я воспринимала это как: «О, отлично, поеду куда-нибудь отдохну». Вот тогда я всё и успела.
Помню тогда, на нашей с тобой первой съемке, нас сопровождал охранник ювелирного бренда Mercury. Это обычная практика — актрисы в бриллиантах всегда под охраной. Для тебя это было ново — ты всё время на эту тему уморительно шутила, и мы хохотали до слез. Ты казалась мне веселой, заводной и дерзкой девчонкой из Пятигорска. Но вот сейчас мы снимаем обложку — это было прямо перед премьерой «Комбинации», и я наблюдаю, как ты томным голосом уставшей кинодивы просишь через агента привезти тебе завтра тиару Mercury к 15.00 и даже имя определенного охранника называешь. «Как всё изменилось», — подумала я...
(Смеется.) Если честно, я не помню себя четыре года назад, для меня это совершенно другая жизнь. Всё очень поменялось. Я очень сильно изменилась. Я была в большой терапии... Представляешь, я не помню, как я тусила, мне кажется, это совсем другая девчонка и я с ней незнакома. Та, которая была до рождения сына, — я ее не помню. Что касается охранника. Слушай, я до сих пор над этим иронизирую. У меня включается воображение, и я словно кино снимаю: я типа где-то в Голливуде, на мне украшения за миллионы долларов, и на меня сейчас кто-то нападет. (Смеется.)
Ты и тогда короткий метр придумала на тему пропажи бриллиантов и любовной истории между охранником и кинодивой...
Да? Ну вот с тех пор ничего не изменилось. (Хохочет.) Чем больше премьер и бриллиантов, тем чаще я общаюсь с этими людьми, которым поручают эти бриллианты охранять. И это история про комфорт. Они же реально с тобой (если ты в украшениях) буквально каждый шаг. Ну и так вышло, что я уже сдружилась с одним мужчиной (его зовут Михаил) — всегда рада его видеть, мы в соцсетях общаемся, я передаю приветы его дочке, он всегда меня тепло поддерживает. И я иногда прошу именно его еще и для того, чтобы мой фильм посмотрел. (Улыбается.) Кстати, тиара у меня была впервые.
У тебя был шикарный образ на премьере, это все заметили.
Спасибо большое. Это не случайность, честно признаюсь. Я готовилась за месяц. Очень дорогой выход для меня. (Смеется.) Это было прямо большое вложение (усилий в том числе). Костюм был специально создан дизайнерами. Со стилистами мы искали вдохновение в образах Мэрилин Монро, Барби 90-х, в Голливуде 90-х и концертных костюмах Алёны Апиной — мы смотрели много картинок. Хотелось воссоздать образ и того времени, и чтобы он был современным, и чтобы это было богато и дорого. Безусловно, Алёна Апина — суперзвезда. Под конец сериала она начинает очень сильно выделяться в группе, поэтому уходит в сольную карьеру. Такое предназначение. Для меня первостепенным было показать, что она такая. Мне кажется, моей героине по сериалу необходимо быть лучше других, быть на высоте. Это даже не про конкуренцию, это вшито с рождения. У спортсменов такая же история. Черта характера: быть первым. Я, видимо, подхватила этот вайб, поэтому так подготовилась к премьере.
Но ты же и сама не командный игрок, Настя?
Я стараюсь, но в последнее время из меня всякое вылезает... Я стала замечать за собой, что мне важно, чтобы всё было вокруг меня одной. (Смеется.) Это какая-то профессиональная деформация. Когда-то хочется быть в команде, когда-то — чтобы всё внимание было приковано к тебе. Я стараюсь вытаскивать себя из этого.
Для твоей профессии это нормально. Люди без амбиций не достигают успеха.
Это нормально, да, согласна. Главное — в этом не застревать, не поплыть. Нужно контролировать ситуацию: где-то ты можешь себе это позволить, а где-то нет.
У тебя в следующем году будет еще одна большая премьера — детективный сериал «Куколка», который выйдет на федеральной «России 1».
Да, я очень жду. Это был очень тяжелый проект.
Как тебе роль выпускницы института благородных девиц, которая еще и немного мисс Марпл?
Начнем с того, что это моя первая главная роль в многосерийном художественном фильме, историческом и драматическом. Были очень тяжелые пробы. Там же по сюжету постоянно что-то происходит — интриги, драмы, кого-то убивают... У режиссера Егора Анашкина я уже снималась в проекте «Кровавая барыня» много лет назад. Этот проект был для меня очень важен, потому что я впервые тогда оказалась на площадке с Юлей Снигирь, с Кристиной Бабушкиной. Они очень сильно на меня повлияли. Я смотрела, как они работают над своими ролями, как Егор с ними работает, и училась. Когда меня позвали попробоваться к Егору в новый проект, я сразу подумала: «Ого, у него снимались в главных ролях Юлия Пересильд, Юлия Снигирь, а теперь пригласили меня!» Видимо, я доросла. (Смеется.) Но это правда была сложная роль, одном персонаже — на моей героине. Важно было показать ее трансформацию с 18 лет до 25, то, как молодая девчонка справляется с таким количеством ужасающих событий, как это всё преодолевает, ломает это ее или нет. Я очень надеюсь, что проект будет достойный. Очень этого хочется. Было много сил затрачено, много слез в кадре.
И ребенок с тобой, напомню, да?
Да! Съемки «Куколки» были в Питере. Мы с Гошей сначала поехали в Екатеринбург сниматься в фильме «Выбери меня» (он сейчас идет в кинотеатрах), а по возвращении нам нужно было переехать в Питер на пять месяцев. Мы взяли няню, все свои вещи загрузили в грузовик и переехали. У меня был график 6/1: шесть дней в неделю я снималась в «Куколке», а в единственный выходной летала в Москву, потому что у меня была смена в «Триггере» (он вышел 19 сентября на «Кинопоиске»).
Пока не очень понимаю, как в эту карусель вписывался ребенок.
Когда в съемках «Куколки» был перерыв или не моя сцена, я прямо в костюме, в гриме и прическе прыгала в машину, ехала к сыну, чтобы час-полтора поиграть с ним, просто побыть рядом. Он, конечно, был удивлен моим видом. Но мне важно было хватать эти свободные минуты, чтобы у него не возникало ощущения, что меня нет. Мы с ним не расставались вообще больше чем на два дня. Только когда мы закончили снимать и у меня образовалось целых три выходных, я сказала всем «пока», взяла своих подруг и уехала на море. (Смеется.) А сразу после я запрыгнула в съемки в «Комбинации» — мне было необходимо переключиться, чтобы через три дня войти в кадр другим человеком. На «Комбинации» график уже был попроще.
Мы начали интервью про то, на что ты делаешь ставку, выбирая проект. Говоря про «Куколку», ты сказала, что тебе важно, чтобы проект получился достойным. Я думала, ты скажешь — успешным.
Проект может быть успешным, но за него будет стыдно. Успех и достоинство — кардинально разные вещи. Хочется, чтобы не было стыдно. Хочется, чтобы было то и другое.
Я тебе желаю всегда только таких проектов.
Спасибо, Женя!