Короче, по прямой: спецпроект «НАСЛЕДНИКИ»
Этот фотопроект мы с Русланом Пановым сняли на фестивале «Короче» в августе этого года. Официальное название — «Наследники», закадровое — «Дети». Большинство из ребят не просто носят говорящие фамилии, в Калининград приезжали много лет — не за компанию с родителями, чтобы болтаться тут под ногами, а всегда были чем-то заняты. Сегодня они представляли на фесте свои работы. Завтра, возможно, вполне смогут встать в один ряд со своими предшественниками. В коротких блицах ответы на вопросы «что для тебя кино», «успех», «фамилия» и «семья».
МАКАР ХЛЕБНИКОВ, актер, фильм Открытия «Кинолюбители»
Я с детства больше любил смотреть кино, чем читать книги. У нас на даче была коллекция DVD, около 300 штук, и мы с братом все их пересмотрели в достаточно раннем возрасте. На самом деле читать кино — тоже интересно. Ты, к примеру, получаешь сценарий, и, если сценарий хороший, представляешь, каким может быть фильм. Начинаешь жить в нем — он снимается в твоей голове. А потом из множества вариантов того, как это может быть снято, сделано, получается только один — слова превращаются в двигающиеся картинки. И это всегда — магия. Самая интересная для меня часть работы в кино — это подготовка. Собственно, перевоплощение. Если режиссер хороший и у вас мэтч, то на площадке ты просто уже существуешь в образе, который вы придумали. Из него не всегда удается легко выйти — после «Кончится лето», например, я еще несколько месяцев «доживал» со своим героем. Но чем больше отдаешь фильму, тем лучше он получается — пока наблюдаю такую зависимость.
Пока был только один фильм, где у меня на экране почти нет к себе вопросов, — это «Кончится лето». Так-то я постоянно сомневаюсь. Смотрю дубли, ищу какое-то решение на площадке, обсуждаю. Могу себя и других замучить вопросами. Но когда уже фильм выпущен, это не имеет никакого смысла, важно, наоборот, себя поскорее отпустить. К своим ролям я не возвращаюсь — фильмы, где играю, уж точно не пересматриваю. Для меня успех — это возможность самореализоваться и свобода выбора. Для меня вообще очень важна категория свободы — чтобы можно было не соглашаться с тем, что тебе на самом деле не очень важно. Не идти на компромиссы, в общем. Это, конечно, идеал — но хочется стремиться к тому, чтобы каждый фильм давал тебе возможность выбирать и делать следующий без оглядки на кошелек и конъюнктуру.
Фамилия? Я знаю много людей, у которых родители успешны и известны. Если по этому поводу постоянно думать и пытаться как-то равняться, мне кажется, можно только потеряться.
ГЛЕБ ХЛЕБНИКОВ, режиссер, «Закругляемся», конкурс короткометражного кино
Кино для меня — буквально всё то, что меня окружает с детства. Потому что вырос в киносемье. И это, конечно же, в том числе и то, во что мне было интересно заглянуть. Думал было уйти, но вот пришлось остаться. Мне пока нравится.
Фамилия для меня — ну, разумеется, отец и мать, если без шуток. Ну и, конечно же, куча моих прозвищ из разряда Батон, Хлеб и что там еще? А, Хлестников, куча шуток именно с сочетанием моего имени и фамилии. В детстве семья — это нервы, разъезды отца и нервы матери, которая старалась ему помочь... Семья сейчас очень поддерживает меня, хотя, конечно, и активно смущает с задних рядов.
Успех?.. Написать и снять что-то, про что хочется рассказать. Чтобы это смотрели, чтобы это купилось и чтобы, может быть, было отобрано на фестивали и, возможно, победило.
ФЁДОР БАЛАБАНОВ, продюсер, «Я не помню», конкурс «Короче. Звёзды»
Кино — это самое доступное для людей искусство, из-за чего накладывается очень большая ответственность в плане его реализации. Я — продюсер, в какой-то степени творец, но ровно в том моменте, когда это нужно. В остальном творец — это режиссер, и я его поддерживаю. Но наш диалог с ним — это тоже часть творческого процесса. Умение выстроить его — одна из ключевых задач. Очень важно собрать людей, с которыми ты будешь работать, с которыми сможешь строить этот диалог. Успешное кино — это магия. А неуспешное — не магия. Формула успеха в том, чтобы, когда ты прожил свою жизнь и оглянулся назад, ты понял, что не обосрался.
Фамилия — это определенная ответственность, которая накладывается моими предками, и я должен нести ее по жизни, вот и всё.
Семья — наверное, самое главное в жизни, о чем не надо забывать.
ОЛЕГ САВОСТЮК, актер, ведущий церемонии Открытия фестиваля
Про успех мне классную историю рассказал Юрий Николаевич Стоянов. Он спрашивал у Олега Павловича Табакова, как он остается таким свободным, ведь его так впитывает зал и всё такое... Олег Павлович ответил, что нужно один раз испытать настоящий успех, и после этого, если с головой всё будет в порядке, — придет свобода. Наверное, успех в хорошем смысле этого слова — это свобода. Своего успеха я еще не достиг. Ну мне так кажется.
Успех — это еще когда тебя вдруг узнаёт какая-нибудь бабушка. Именно бабушка, потому что юные девчонки — прекрасная аудитория, но я думаю, что чаще они просматривают фильмы как-то очень формально. А какая-нибудь бабушка смотрит очень вдумчиво. Она или запомнит, или не запомнит. То есть попадет это в душу или нет. Быть неточным, быть не на 100% погруженным в кино означает полное несоответствие и неготовность.
Кино — это набор инструментов и огромная часть души. Если там нет этого, значит, это уже не кино, а какая-то профанация. Ради профессии я готов почти на всё, что не касалось бы моей семьи. Семью в жертву я не принесу, но с собой готов делать всё что угодно.
Фамилия — это память. Я горжусь своей фамилией, потому что у меня дедушка был большим художником, я как бы ее несу и стараюсь не пачкать.
ЕГОР КОШЕЛЬКОВ, оператор, «Художник», внеконкурс «Короче. Выбор Рутковского»
Успех — это… Когда другие люди могут тебя за что-то похвалить.
Кино — это искусство. Я же — как оператор — «деятель искусства». Считаю себя творцом. Искусство для меня не равно деньги. Я творю не за деньги, хотя они, конечно, нужны. Просто для меня эта задача второстепенна.
Моя фамилия… — это какая-то приятная ассоциация у людей с моими родителями. Семья — это люди, которые принимают, понимают твой выбор и готовы тебя во всем поддерживать. После показа нашего фильма уже были добрые отклики, и я даже был приятно удивлен. Были какие-то доли сомнения в нашей работе. Например, какое-какие вещи мы сделали в суматохе, чуть-чуть на всё не хватило времени.
ЯША КЛАССЕН, продюсер, «Художник», внеконкурс «Короче. Выбор Рутковского»
Кино — это история, где каждый человек может выразить и показать себя, свой путь, свою жизнь. Мне кажется, стоит вообще всем нам, молодым, снимать кино про себя. Взрослые, к сожалению, снимают иногда про нас, не советуясь с нами. И то, что они снимают, не соответствует нашей жизни. Потому что бывают какие-то реплики, которые мы вообще не используем. А они считают, что мы вот так только и общаемся: кринж, вайб и вот это всё. Поэтому кино, мне кажется, — это про… Про то, что можно рассказать и показать все свои истории, выразить там все свои травмы.
Я вообще профессиональный футболист и не был творческим человеком. Но вот эта атмосфера киношная и фестивальная затянула меня: один фестиваль, второй… У меня еще семья как бы косвенно связана с кино. В моей семье все очень веселые ребята. Мы в первую очередь друзья. Это люди, к которым я могу всегда прийти. Хотя они обычно сами приходят, я им не говорю о каких-то своих проблемах, они сами как-то узнают и потом проблемы эти почему-то решают. Вот Лиля, мама моя, классная. Красивая. Я ее безумно люблю. Мы с ней самые худшие враги и самые близкие люди.
Для меня успех — когда вся моя семья скажет, что это круто, это офигенно. Гордость родителей и брата — самый главный успех.