«Брат навсегда»: новый взгляд на культовые фильмы «Брат» и «Брат 2», подробности создания и неизданные архивы

30 октября в прокат выходит документальный фильм «Брат навсегда» — масштабное исследование феномена дилогии «Брат» режиссера Алексея Балабанова. Выход фильма на экраны посвящен юбилейной дате — 25 лет со дня выхода картины «Брат 2». В преддверии премьеры мы пообщались с режиссерами этого документального проекта — Анной и Григорием Сельяновым, которые исследуют не только закулисье съемочного процесса дилогии «Брат», изучают редкие архивные материалы и малоизвестные эпизоды из истории ее создания, но также обращаются к экспертам, чтобы понять главное: как фильмы Алексея Балабанова стали частью культурного кода современной России.

Сергей Бодров

Как появилась идея снять фильм «Брат навсегда»? Был ли какой-то момент, когда вы поняли: «Мы должны это сделать»?

Григорий: Мы пришли на выставку Балабанова в Севкабеле пару лет назад, и нас поразило количество молодых людей 15-25 лет. Мы поняли, что интерес к «Брату» жив, молодежь до сих пор интересуется этой темой, но никто пока не рассказал эту историю на их языке. Всё, что существует, либо про ностальгию, либо для старшего поколения. А нам захотелось сделать фильм, который будет понятен и близок сегодняшнему зрителю — по стилю, тону, образу мышления.

Григорий, вы выросли рядом с историей создания «Брата». Что для вас значит этот фильм сегодня — как для человека, а не только режиссера?

Григорий: Это дань уважения. Как создателям фильмов, родителям и всем, кто работал над фильмами, так и зрителям, которые любят фильмы, им будет приятно узнать новые подробности создания, увидеть неизданные архивы. 

Анна и Григорий Сельяновы Анна и Григорий Сельяновы

Анна, каково было работать вместе с мужем над таким эмоционально насыщенным проектом? Что помогало вам оставаться на одной волне?

Анна: Мне трудно сказать, что работать с мужем — это как-то особенно сложно. Мы с Гришей вместе с 2019 года, и с самого начала нас объединяло кино. Я писала сценарии, мы делали игровые и документальные проекты, и постепенно это стало просто нашим образом жизни. Мы делим между собой задачи интуитивно и очень естественно, просто каждый делает то, что у него получается лучше.

Кино для нас —  это не работа, а среда, в которой мы живем. За эти годы мы научились чувствовать ритм друг друга: когда нужно поддержать, когда дать пространство, когда подбодрить. Поэтому «Брат навсегда» стал не просто проектом, а ещё одной большой страницей нашей совместной жизни — с радостью, тревогами, испытаниями и открытиями.

Наверное, вопрос не в том, как нам работается вместе, а в том, как нам живется. А живется нам замечательно — благодаря любви, уважению и общему делу. Мне кажется, когда есть доверие и общее ощущение мира, совместная работа только укрепляет отношения.

С какими чувствами вы пересматривали «Брата» и «Брата 2» во время работы над документальным фильмом? Были ли сцены, которые тронули вас особенно сильно?

Анна: Когда я пересматривала «Брата» и «Брата 2», я впервые увидела их не глазами зрителя, а как человек, который уже понимает, как устроено кино изнутри. Меня поразило, насколько эти фильмы тонко точно сделаны — они очень стильные, свободные но при этом простые.

Наверное, именно это сильнее всего меня тронуло — это ощущение внутренней свободы режиссера, которая выходит за пределы экрана. Балабанов снимал не по правилам, а по чувству, и именно поэтому его фильмы так долго живут и, я уверена, будут жить очень долго.

Григорий: Мне всегда «Брат» больше нравился чем «Брат 2». В процессе съемок фильма я снова слышал много мнений, что вторая часть более коммерческая и вторичная, а потом решил пересмотреть и был в шоке, насколько это классное кино — живое, смешное, динамичное.

За время съемок вы побывали в разных городах — Москве, Петербурге, Чикаго, Нью-Йорке. Какое место произвело на вас самое сильное впечатление и почему?

Григорий: Скамейка в Чикаго, наверное, вызвала самые сильные эмоции. Именно там Багров ждал брата. Это культовое и сразу узнаваемое место. Вся поверхность исписана надписями: «Брат», «В чём сила, брат?» и другими. Люди оставляют свои послания, и в итоге это место стало настоящей точкой силы.

Вы общались со многими людьми, связанными с дилогией. Чья встреча запомнилась вам больше всего?

Анна: Очень запомнилась встреча с Никитой Сергеевичем Михалковым — хоть он и не участвовал в дилогии «Брата», но работал с Балабановым на других проектах. Он знал Балабанова и говорил о нём с большим уважением и теплотой.

Никита Сергеевич дал нам ёмкие и мудрые ответы на, казалось бы, самые сложные вопросы. После разговора осталось ощущение, что он не просто поделился воспоминаниями, а помог по-новому увидеть и Балабанова, и время, и вообще саму природу кино.

Григорий, у вас особая связь с этой историей — ведь ваш отец продюсировал оригинальные фильмы. Что он сказал, когда узнал, что вы решили сделать документальный фильм?

Григорий: Фильм действительно получился очень личным, и трудно было бы представить, что мой отец стал бы как-то комментировать или глубоко вмешиваться в процесс. Отец, как сооснователь и глава кинокомпании «СТВ», в свое время выступил продюсером обоих фильмов, обеспечил их финансирование и организационную поддержку, без чего ни «Брат», ни «Брат-2» просто не увидели бы свет. Он был тем человеком, который поверил в Алексея Балабанова и его жесткое, неоднозначное кино. Мне же отец дал полную творческую свободу, понимая, что это мое высказывание и мое прочтение наследия Балабанова. Отцовская роль здесь была скорее в молчаливой поддержке и доверии, что для меня, как для режиссера, было важнее любых конкретных указаний.

Анна, фильм «Брат навсегда» во многом о памяти. Что для вас стало самым важным открытием в процессе работы — о фильме, о людях или, может быть, о себе?

Анна: Для меня «Брат навсегда» — не столько фильм о памяти, сколько об узнавании. Я пришла в этот проект как человек, который не рос в атмосфере «СТВ» и знал «Брата» только по детским воспоминаниям. И в процессе работы началось это удивительное узнавание — людей, которые стояли за этими фильмами, их энергии и внутренней силы.

За образом легендарного кино я увидела классных, живых, и очень настоящих людей — Сергея Сельянова, Надю Васильеву-Балабанову, Сергея Астахова и самого Балабанова, конечно же. 

И самым важным открытием стало то, какие они необыкновенные люди, как искренне они любят кино, и как они, самое главное, любят друг друга. 

Через это узнавание я как будто лучше поняла и себя — осознала, что люблю кино так же сильно, что для меня это не просто профессия, а образ жизни. И, наверное, самое тёплое ощущение от этого фильма — что мы, люди, пришедшие в кино по любви, на самом деле все очень похожи.

Сейчас «Брат» воспринимается уже по-другому, чем 25 лет назад. Как вам кажется, почему эти фильмы до сих пор находят отклик у зрителей?

Григорий: Нам кажется, эти фильмы до сих пор находят отклик, потому что в них есть что-то очень человеческое и честное. «Брат» и «Брат 2» были сделаны без расчета на успех — с живым чувством юмора, с болью, с искренним желанием сказать правду о своем времени. И это чувствуется.

Это вечная история про человека, который ищет, сомневается, старается понять, где добро, а где зло. И эта внутренняя честность остается понятной и сегодня, независимо от эпохи. Думаю, именно поэтому зрители продолжают откликаться: в глубине всё это про нас, про поиск своего места и веру в то, что добро всё-таки существует.

Фильм выходит совсем скоро. Что бы вы хотели, чтобы зрители почувствовали, посмотрев «Брат Навсегда»?

Анна: Больше всего мне бы хотелось, чтобы зрители просто что-то почувствовали. Это не то кино, которое нужно разбирать умом.

Каждый зритель, мне кажется, найдет в этом фильме что-то свое — ту самую эмоциональную нить, за которую можно зацепиться, чтобы прожить какое-то свое чувство, свое воспоминание.

И если после просмотра у человека останется ощущение тепла, сопричастности, если ему захочется обнять кого-то или просто немного помолчать — значит, мы всё сделали правильно.

Григорий: Хочется, чтобы зритель почувствовал, что прошел это путешествие с  нами, что посидел за одним столом с создателями фильмов «Брат» и «Брат 2» и послушал их истории. Я знаю, что огромному числу людей хотелось бы это сделать и надеюсь, что мы помогли осуществить эту мечту.