Вильма Кутавичюте: «Мечты — это просто иллюзии. Главное — жить сегодня»
Вильма Кутавичюте — одна из самых тонких и самобытных актрис современного российского кино. В ее работах всегда есть пространство для тишины, сомнения и внутренней честности. Мы поговорили с Вильмой о новой роли в сериале «Дорогой Вилли», — премьере KION и Premier, любви, свободе, кометах и котах, о том, почему человечность — это не слабость, а сила и почему бояться — это иногда хороший способ по-настоящему жить.
Твоя фамилия опровергает правило, знакомое каждому школьнику с первого класса, — про «чу– щу пиши с буквой “у”». Ты вообще любишь нарушать правила или быть исключением из правил?
С детства не люблю правила. Мне кажется, мы слишком часто живем в рамках собственных убеждений, страхов и навязанных представлений о «правильности». А за всем этим на самом деле прячется только одно — страх прожить жизнь такой, какая она есть. С каждым днем вокруг всё больше этих «инструкций по правильной жизни»: это — хорошо, это — плохо, это — полезно, то — вредно. А ведь мы даже не знаем, как устроен муравейник, не говоря уже о человеческой жизни и ее «правилах». Ну да, у меня есть пара своих принципов — например, никого не осуждать. Потому что мы никогда не знаем, через что проходит человек. Мы судим по обложке, которая к реальности может не иметь вообще никакого отношения. И кто мы такие, чтобы судить других? Знаю, звучу как Джейсон Стэйтем сейчас. (Улыбается.)
На прошлой неделе на платформах Kion и Premiere вышли первые серии сериала «Дорогой Вилли». Кого ты там играешь и почему тебя заинтересовала эта роль?
На первый взгляд это просто история про шпионку. Но если смотреть глубже, это рассказ о женщине, которую когда-то сломали и поместили в жесткую систему, из которой она так и не смогла выбраться. Меня в ней особенно тронуло то, что, несмотря на страх, она всё равно старается сохранить человеческое лицо и в какой-то момент решается пойти против этой системы — даже понимая, чем это может закончиться.
За кем или за чем она шпионит? И вообще, ты любишь истории про шпионов?
Обожаю! (Улыбается.) Не буду вдаваться в подробности — лучше посмотрите сериал. Это гораздо больше, чем просто шпионский триллер.
Судя по актерскому составу и всем промоматериалам, «Дорогой Вилли» выглядит как очень «мужской» проект — история о большой политике, дипломатии, закрытых мирах. Как тебе было в этом пространстве? С кем сниматься было интереснее всего? И знала ли ты что-то об этой реальной истории до того, как прочитала сценарий?
Я буквально прыгнула в съемки сразу после проб. Команда оказалась невероятной, весь актерский состав, без исключения, — просто лучшие! А режиссер Владимир Щегольков и оператор Пётр Духовской — настоящие художники. Иногда смотришь на плейбек, и кажется, что перед тобой не кадр, а живое полотно. Про эту историю я знала в общих чертах, но не в таких подробностях. И чем глубже в нее погружаешься, тем сильнее понимаешь, насколько она актуальна именно сейчас. Жест Вилли Брандта — когда он встал на колени перед памятником жертвам варшавского гетто — это момент чистого человеческого осознания. Это был не жест политика, а поступок человека. В сегодняшнем мире, где всё чаще царят ненависть и разделение, такие поступки напоминают, что человечность — это не слабость, а сила. Мне кажется, сейчас особенно нужны такие жесты — и такие фильмы, которые говорят о сострадании и внутренней свободе.
Нобелевскую премию мира в этом году получила Мария Корина Мачадо из Венесуэлы. Премьер-министр Италии Джорджия Мелони — одна из самых влиятельных женщин-политиков в мире. На днях в Японии впервые в истории страны премьер-министром стала женщина. А в США президентом тоже могла стать женщина — у Камалы Харрис была огромная поддержка. Веришь ли ты, что мир спасут женщины? Или политика всё же для мужчин?
Ну как тебе сказать... Я, наверное, не стану романтизировать и утверждать, что, если бы президентом стала Камала Харрис или Хиллари Клинтон, мы бы сейчас жили в мире из розовых единорогов. Думаю, многие женщины, которые пробиваются в политику — в этот, по сути, мужской мир, — вынуждены демонстрировать куда большую жесткость, чем сами мужчины. А если говорить о качествах, которые принято считать «женскими» — умении слушать, искать диалог, проявлять терпимость, — то, по-моему, это именно те качества, которые сейчас особенно нужны миру. Я недавно наткнулась на видео, где люди, переодетые в куриц, черепах и динозавров, кричат какие-то яростные, неразборчивые лозунги. Вегетарианцы ненавидят мясоедов, феминистки — мужчин, и все требуют, чтобы ты непременно примкнул к какой-нибудь ячейке, сеющей ненависть. И вот я категорически отказываюсь в этом участвовать. Мне кажется, у каждого из нас есть свое поле влияния — три-четыре человека вокруг. И если мы можем нести туда добро или хотя бы благоразумие, этого уже достаточно.
Чуть больше полугода назад СМИ облетела новость: «Юрий Колокольников тайно женился на Вильме Кутавичюте». Но это случилось намного раньше. Почему это событие так долго оставалось тайной? Требовалось время, чтобы проверить отношения на прочность?
Ты знаешь, мы вместе уже восемь лет, хотя могу ошибиться, у меня ужасная память. Мы никогда ничего не скрывали. У нас самая обычная жизнь: любим посмеяться от души, вкусно поесть, обнять котов. Честно говоря, я даже не знаю, какую интригу придумать, чтобы это было интересно. (Смеется.) Меня всегда поражает вот что: в небе сейчас летит комета, где-то творится черт знает что, вокруг столько странного и захватывающего, и при этом всех больше всего волнуют актерские пары! Почему не пары космонавтов, физиков-ядерщиков или шпионов? Представляешь, о чем они там разговаривают в постели перед сном?
В сентябре вы с Юрой ездили на премьеру его фильма «Пойман с поличным» в Нью-Йорк. И у вас там была классная фотосессия. Расскажи про это.
С подготовкой к премьере нам очень помогла команда ЦУМа вместе со стилистом Рамилем Мустафаевым — он подобрал для нас образы, а пиар-служба договорилась с фотографом Вадимом Стайлсом, чтобы тот снял нашу «проходку» — путь от гостиницы до красной дорожки. По дороге мы заглядывали в самые разные места, от бутиков и парков до метро, чтобы передать весь вкус и ритм Нью-Йорка. На самой дорожке были Даррен Аронофски, Зои Кравиц, Bad Bunny, Остин Батлер и... пожалуй, самый неподготовленный к светской суете участник — кот по кличке Tonic. Он просто стоял на двух лапах и позировал со всеми желающими. Масштаб таких премьер в Америке, конечно, впечатляет — всё выглядит по-настоящему мощно и очень круто.
Одна из твоих недавних премьер, сериал «Хирург», тоже собрала немало звезд на красной дорожке. Ты его посмотрела? Понравился?
Да, считаю, что проект действительно удался: и сценарий, и актерский состав, и, конечно, режиссер. Для меня это один из самых сложных проектов — чисто психологически. Сцена за сценой, длинные съемочные дни, постоянные переработки... Но результат того стоил.
Твоя героиня в «Хирурге» кажется сильной, холодной, несгибаемой. Много ли у вас общего? Легко ли было ее играть?
Вот как интересно работает восприятие: для меня эта женщина полностью сломлена. Она из последних сил пытается держаться, чтобы не потерять себя окончательно. Внутри — глубокая депрессия. Она никак не может «втиснуться» в собственную семью, стать там своей. Она — изгой. Есть такая маленькая сцена: муж играет с дочкой в приставку, а моя героиня крадется к ним, чтобы хоть на мгновение почувствовать себя частью этого, получить немного нежности. Но она уже чужая, и ничего не получается. Она частично понимает, чем занимается муж, знает об изменах. Видит, как мир медленно отдаляется от нее, и ей некуда деваться. Она остается дома одна и буквально сходит с ума, хотя внешне кажется спокойной, просто чтобы сохранить достоинство. Съеживается как еж.
Кажется ли тебе, что, погружаясь в характеры своих героев, ты сама начинаешь иначе смотреть на людей вокруг — видеть их скрытые стороны, мотивы, эмоции, которые обычно остаются за фасадом?
О да, это правда. И это своего рода способ посмотреть на происходящее как бы с заднего ряда. Когда я читала сценарий и нашу линию отношений с Гилёвым, всё время ловила себя на мысли: ведь всё можно было бы исправить, просто сесть и поговорить. Но они молчат — и всё катится по накатанной к катастрофе. И когда наблюдаешь за этим со стороны, со страниц сценария, думаешь: ну камон, ребята, остановитесь! Всё же очевидно, к чему это идет.
Что тебе в кино дается легко, а что —тяжело?
Раньше у меня были дикие панические атаки прямо в кадре. Словами сложно передать, насколько мне было тяжело, когда на меня направляли камеру. И я знаю, половина доброжелателей сейчас скажет: «Боишься волка — в лес не ходи». Но мое глубокое убеждение как раз в обратном: боишься волка — сходи в лес, проведи там ночь-другую, а может, и месяц. Я снимаюсь не для того, чтобы кем-то стать, «профессионалом» или «актрисой», не ради какой-то звездочки. Для меня это игра моего личного опыта. Я пловец, который боится воды. Для меня это то, что называют shadow work, — встреча с тем, что внутри себя не хочешь видеть. Идти туда, где тебе некомфортно, потому что именно там скрываются ответы на все вопросы. И это есть в каждом, к счастью или к сожалению.
Что для тебя вообще важнее: совпадение с героиней или возможность быть совсем другой?
Я считаю, что все роли, которые мы играем, вообще все, имеют прямое отношение к нам. Мы не можем сыграть то, чего не чувствуем и не знаем. Если роль «не твоя», она тебе и не достанется. Мы лишь приоткрываем двери к чему-то, ранее в себе не исследованному. У меня вообще большие вопросы к тому, насколько это всё связано с нашим «эго» и «талантом».
Ты любишь смотреть свои фильмы? Как это обычно происходит? Ждешь каждой новой серии или смотришь всё после выхода? Смотришь с друзьями или одна?
Почти никогда не пересматриваю свои фильмы. Серьезно. Иногда могу посмотреть что-то только спустя пять–шесть лет после выхода. Это не из-за самокритичности, просто свои фильмы смотришь словно с той стороны занавеса. Часто твои ощущения от сцены совсем не совпадают с тем, что видишь на экране. В итоге получается двойственное чувство. Иногда прикольно отложить фильм на время, чтобы отстраниться от него.
Как ты отвлекаешься от суеты? Что тебя питает, развлекает, учит?
Медитация, книги... А еще я занимаюсь дайвингом. Недавно сдала сертификат и теперь могу нырять до сорока метров. Подводный мир невероятно замедляет. Кстати, акул я боюсь меньше, чем камер. (Смеется.) Дайвинг был одним из моих больших страхов — казалось, что я никогда его не преодолею. А теперь это стало неотъемлемой частью моей жизни.
Твой следующий проект — триллер «Побудь со мной». Что это за история и что за роль у тебя? Любишь триллеры?
Хоть это и триллер, но моя роль в нем — комедийная. Эта героиня совсем мне не близкая — не по жанру, а именно по характеру. Честно, мне самой интересно, что получится из такого смешения. Очень любопытная сценарная история... Не уверена, могу ли раскрывать сюжет, но скажу, что моя героиня — это женщина, которую конкретно несет. Она не может удержать ни одну мысль дольше пяти секунд: то говорит про ногти, потом — про начальника, потом вдруг про трусы, подсвечники... И внезапно оказывается в рассуждениях о Сатурне в Козероге, сама не понимая, как вообще туда попала. В каком-то смысле она — отражение нашего времени, этой тотальной «антиконцентрации», когда внимание всё время скачет, мир шумит и человек теряет фокус.
Какие у тебя есть профессиональные мечты?.. А человеческие?
(Задумывается.) Знаешь, сейчас я в таком состоянии доверия, когда не хочется никуда стремиться и ни о чем мечтать. Мечты — это не реальность, а всего лишь наши иллюзии. Даже если они сбываются, всё происходит совсем не так, как мы задумывали. Я стараюсь радоваться сегодняшнему, малому, простому. И, кажется, именно в этом — самое главное. Всё перестает быть таким серьезным, что ли...