Новое имя в современном искусстве Хатуна Аташян

Художница Хатуна Аташян буквально ворвалась в мир современного искусства и заявила о себе как о самобытном мастере с уникальным творческим почерком. Картины Хатуны многие называют философскими размышлениями или даже арт-манифестами, они заставляют вновь и вновь искать ответы на вечные вопросы выбора, веры и идентичности.

Начать нашу беседу хотелось бы, что называется, с начала. Расскажите немного о себе. В каком возрасте вы начали рисовать, как поняли, что можно выражать свои эмоции и чувства через живопись?

Я начала рисовать, когда началась пандемия – мне кажется, что изоляция и карантин так или иначе стали для всех своеобразным триггером, стимулом поразмышлять, покопаться в глубинах своей личности. В этот период я начала активно вести социальные сети, они помогали мне самовыражаться. Именно тогда я перестала стесняться своего неординарного подхода к сочетанию предметов одежды, созданию образов и формированию гардероба и поняла, что настало время идти дальше. Что я могу создавать образы на холсте. Более того, только холст сможет передать всю тонкость моей личности, мои мысли и мои эмоции. Ведь рисунок считывает эмоцию, просвечивает её, подобно рентгену. И если люди принимают мои эмоции, выраженные при помощи рисунка, им уже ничего не нужно объяснять.

⁠Можно ли отнести вашу манеру к какому-то стилю, направлению в живописи?

Я бы отнесла свое творчество к сюрреализму с нотками примитивизма. Я люблю сложные истории, когда смысл картины находится далеко за гранью человеческого понимания. У такой картины можно поразмышлять, её хочется разглядывать.

Какие художники повлияли на вас, на ваше видение живописи как возможности вести диалог со зрителем?

Фрида и ещё раз Фрида. Это грандиозный мастер. Она по сути создала целое направление в живописи. И сделала она это в результате ужасной трагедии. Переплавила свои чувства в искусство. Свою печаль она передала посредством творчества, и это очень воодушевляет.

⁠Где вы черпаете вдохновение, как заряжаетесь энергией?

Мое вдохновение – это люди. Я очень люблю успешных людей, которые создают вокруг себя особое пространство, заряжают его энергией добра и целеустремлённости. Такие люди вдохновляют на великие дела. Конечно же, источником вдохновения является и моя семья. Когда у моих близких всё хорошо, это даёт мне импульс для творчества.

Как появляются сюжеты картин? Бывает ли, что вы приступаете к работе, но не знаете, что в итоге появится на холсте?

Сюжеты я продумываю заранее, сразу понимаю смысл и цель конкретной работы. Но порой бывает, что одна картина в процессе её написания как бы синтезирует в моей голове новый сюжет. И я сразу же начинаю работать и над этим новым сюжетом тоже. А этот сюжет синтезирует ещё один сюжет, и так далее. Поэтому зачастую я рисую параллельно сразу несколько работ.

⁠Как вы относитесь к искусственному интеллекту? Не боитесь, что он вытеснит художников, а также композиторов, режиссёров?

Знаете, боялась. Действительно были такие опасения. Но недавно я побывала на открытии выставки, где картины русских художников превратили в цифру, и… поняла, что это совершенно другое искусство. Сейчас я думаю никто не вытеснит классическую модель письма картин. Вообще в популярности тех или иных видов искусства, течений – некую роль играет и мода. А все мы знаем, что мода циклична. Сейчас модно то, что носили когда-то наши мамы и бабушки. И в искусстве что-то подобное также наблюдается.

Есть какие-то работы, которые вам особенно дороги?

Мне очень дороги работы, которые я написала по приезду из храма в Курдистане «Лалиш». Этот храм играет важную роль для моих соотечественников, ведь мы, курды, исповедующие езидизм, очень ценим каждое взаимодействие со своей культурой. И мне радостно, что все больше людей узнаёт наш культурный код.

⁠Помимо живописи, что для вас важно? Чему вы посвящаете своё время?

Как я ранее говорила, меня вдохновляют люди, и именно поэтому всё свое свободное время я стараюсь путешествовать. Изучать жизнь людей в разных странах, особый колорит этой жизни, ценности людей. Каждая страна, а точнее люди этой страны, дают возможность по-новому осмыслить свою жизнь.

Есть ли у вас желание «выйти» за рамки живописи и проявить себя, например, как автор модной коллекции одежды? Или дизайнер интерьеров?

Знаете, да. Мой муж подталкивает меня на разработку своего личного бреда одежды. А я подумываю, как можно совместить два направления, чтобы они были созвучны.   

Кто ваш зритель? Как бы вы описали того, для кого вы пишете картины?

Мой зритель – это тот, кто не привык получать всё легко. Кто любит идентичность, камерность и сложность во всем. Тот, кто любит искать, ломать стереотипы, и тот, кто имеет большой жизненный путь.