5 лучших постановок «Кармен»: от Петипа до Эка

В апреле российских поклонников хореографического искусства ждет большая премьера — театрально танцевальное шоу «Carmen P.S.», автором и идейным вдохновителем которой выступила Ляйсан Утяшева. А пока мы подготовили ретроспективу наиболее ярких постановок написанной французским ловеласом Проспером Мериме новеллы «Кармен», которой, к слову, уже более 170 лет.

Legion-Media

Свободная, безудержная и жертвенная любовь красавицы-цыганки и молодого солдата манит, дразнит, околдовывает одно поколение за другим. Интерес к  чувственной истории бьет все рекорды: на сцене и в кино роль Кармен исполняют самые харизматичные, красивые и талантливые артистки. 

Мариус Петипа, 1846 год

Первый серьезный интерес к драматическому сюжету, описанному Мериме, проявил его соотечественник Мариус Петипа. Будущий балетмейстер Петербургского Большого (Каменного) театра в то время работал танцовщиком в мадридском «Театро дель сирко». Его выступления имели постоянный успех: Петипа отмечали за достойное исполнение, хороший вкус и понимание, с которым он интерпретирует свои роли, а также за темпераментные  характерные танцы. Кастаньетами он владел не хуже настоящего андалузца! В 1846 году по случаю бракосочетания королевы Изабеллы II готовился парадный спектакль и Петипа сочинил одноактный балет «Кармен и ее тореадор». В какой степени был использован сюжет Мериме и чья музыка сопровождала постановку доподлинно неизвестно. Трагического финала, скорее всего, быть не могло, так как балет был поставлен по случаю праздника. Предполагается, что за основу были взяты народные испанские танцы, где партию Хосе исполнил сам Петипа, а Кармен — его постоянная партнерша Мари Ги-Стефан. В силу отсутствия какого-либо подробного упоминания о спектакле анализировать концепцию невозможно, но уже у самых истоков мифа состоялось его балетное воплощение.

Кстати, символично, что тезки главных героев новеллы присутствовали и в реальной жизни прославленного балетмейстера и хореографа. В своих мемуарах Петипа вспоминал, что в полной страстей Испании в те времена царили весьма суровые нравы. Настолько, что артистам было запрещено целоваться на сцене. Даже если того требовал сценарий. Однажды танцовщик нарушил запрет в балете «Ундина». Вот как он сам описывал те события: «В одном из характерных па, которое я исполнял с г-жой Ги-Стефан, танцор просит у партнерши поцелуя, но встречает отказ. Он второй раз еще настойчивее умоляет о том же — опять отказ. Третья попытка влюбленного смягчает даму, она выражает согласие, и я, войдя в роль и воспользовавшись полученным разрешением, так реально воспроизвел «предлагаемое действие», что даже поклонники школы г-на Станиславского могли быть вполне удовлетворены». За кулисами артиста ждал начальник местной полиции, который специально покинул свою ложу, чтобы напомнить ему о недопустимости такого поведения. Но Петипа тут же воспроизвел сцену на бис (этого, по его словам, требовала разгоряченная мадридская публика). От ареста молодого человека избавил импресарио труппы по имени Хосе. Впрочем, проказы Петипа в «Ундине»,  не идут ни в какое сравнение с его любовными похождениями. Громкий скандал, вызванный одной из таких авантюр, заставил танцовщика навсегда бежать из Испании. Причем выехал он тайно, под чужим именем и в сопровождении похищенной им Кармен.

Ролан Пети, 1949 год

С появлением на свет гениального творения Жоржа Бизе все последующие спектакли «Кармен» неизменно сопровождались музыкой французского композитора. Одной из самых знаменитых балетных версий стала постановка Ролана Пети 1949 года на сцене лондонского театра Принца. Это было во всех отношениях новое слово в искусстве: современная хореография, принципиально новый облик героев и свежее воплощение идеи «вечного сюжета». Трагедия Кармен у Пети приобрела экзистенциалистский оттенок. Решение соответствовало общей ситуации во Франции, слывшей центром новой философии и новаторского искусства. Сенсационной находкой стало использование Хабанеры для сольного танца Хосе (его партию на премьере исполнил сам Пети, а позже — Михаил Барышников). Так родился образ брутального, уверенного в своем фатальном обаянии мужчины-искусителя, несущего опасность женщинам. Пластика Хосе демонстрировала его грубую силу подобием жестов тореро и одновременно изображением грозного быка. Влюбленность позиционировалась как завоевание женщины, бой с ней. Буквально в одночасье звездой стала Зизи Жанмер, муза и будущая жена Пети. Главная героиня в ее исполнении не столько цыганка или испанка, сколько современная независимая француженка с вызывающе короткой стрижкой и такой же вызывающе короткой юбкой. В этом прочтении мифа равенство и свобода воспринимается как проявление неумолимой обреченности в любовной схватке с мужчиной, в смертельном бою с ним. Пети удалось создать на сцене универсальную историю любви, выходящую за рамки своего времени.

Альберто Алонсо, 1967 год

Новеллу Мериме многократно представляли на балетной сцене, но многие критики уверены, что лучшей цыганкой на пуантах была Майя Плисецкая в «Кармен-сюите». Оркестровку музыки выполнил муж Плисецкой – композитор Родион Щедрин, а постановку на подмостках Большого театра в 1967 году осуществил кубинский хореограф Альберто Алонсо. Страстная и сильная, трагичная и одновременно легкомысленно-кокетливая, свободная в каждом своем движении, воплощенная гениальной танцовщицей, остается на недосягаемой высоте балетного искусства. Для Алонсо была важна бесшабашность и переменчивость Кармен, которая руководствуется только своими желаниями, для которой не существует никаких правил приличия. Его героиня может быть развязной, почти отталкивающей, она дразнит мужчин, заманивает и безжалостно бросает. Сам хореограф сравнивает ее с тореадором, поэтому в ее пластике нет ни легких прыжков, ни плавных и округлых линий классического танца, зато есть много резких взмахов рук, стремительных шагов и вызывающих жестов. По сути Алонсо передает Кармен активную мужскую роль, автоматически делая Хосе ведомым. И в отличие от балета Пети серьезные чувства между героями здесь в принципе невозможны: цыганка буквально порабощает молодого солдата. Плисецкая реализовала мечту всей своей жизни и, по собственному признанию, станцевала наиболее близкий ей образ, максимально выразив свою индивидуальность — артистическую и человеческую.

Антонио Гадес, 1983 год

Выдающийся испанский танцовщик и хореограф Антонио Гадес, которого называли «Богом фламенко», поставил в 1983 году «Кармен» для экранизации Карлоса Сауры (возможно, самого популярного фильма-балета в истории). В традиционном фламенко танцовщики даже в любовных дуэтах не касаются друг друга. Иное дело — балет. Здесь сражаются свободолюбивое женское кокетство и безбрежная мужская страсть. В спектакле много страстных объятий. Тревога, веселье, одиночество — все льется водопадом из танца под испанское хриплое пение «канте-хондо» и арии Бизе. Фламенко здесь  преображается то в строевой солдатский шаг, то в пружинящий бег тореро при покорении быка, то в нестройные удары трактирной потасовки. От такого танца разгораются щеки, стынут ноги, дрожат руки – страсть овладевает и танцовщиками и зрителями. Начавшись на репетициях балетной труппы, полушутливо играющей в «Кармен», сюжетная линия  перетекает в трагедию. И той же навахой, которой цыганка Лауры дель Соль в начале балета полоснула соперницу по щеке, непокорную любовницу в финале зарежет Хосе, чью роль блистательно сыграл сам Гадес.

Матс Эк, 1992 год

Свою трактовку «Кармен» на сцене Национального гастрольного театра в Стокгольме в 1992 году предложил шведский хореограф-постмодернист Матс Эк. Он попытался объединить два взгляда, две истории (новеллу Мериме и оперу Бизе) и комбинируя различные части. Получился не хронологический рассказ, а некий калейдоскоп событий. Хореограф будто создал пародию на  классический балет, с его четкой танцевальной структурой и рисунком действий. Эк отрицает традиционные каноны, его постановки – это не переложение одного художественного произведения на другое, а переосмысление сути основы, переразложение композиции, героев, характеров и гиперболизация всех составляющих произведения, чтобы утрировать и показать на поверхности конфликт и внутренний мир героев. Их амбивалентность особенно заметна в эпизоде первой же встречи, когда нагло курящая сигару Кармен  сует ее в зубы совершенно растерянному Хосе (Марк Хван). Цыганка в интерпретации Аны Лагуны (испанки по происхождению, жены хореографа и первой исполнительницы главных женских партий в его балетах) развивает образ, созданный  Плисецкой. Ее Кармен не просто свободна, для нее не существует никакой морали, ограничений и рамок. В ней гораздо больше, чем в прежних исполнительницах, выражено активное мужское начало, она хочет не просто манипулировать мужчинами, но и открыто демонстрировать свое главенство. Сам Эк описывал свою героиню так: «Кармен является женщиной мужского типа, так как ведет себя, как мужчина. Хосе, наоборот, больше похож на женщину, которая хочет построить домашний очаг и носить обручальное кольцо». Помимо социального аспекта постановщика интересует и психологический, поэтому смерть Кармен — это смерть победительницы от руки побежденного. Эк эпатирует публику, по-новому интерпретируя классическую историю.

Российские зрители смогут оценить очередную попытку оригинального прочтения новеллы Мериме в постановке «Carmen P.S.», автором и идейным вдохновителем которой выступила Ляйсан Утяшева