В Москве отметили 80-летие выдающегося вокального педагога Виктора Емельянова

11 октября в Москве отпраздновали 80-летие Виктора Вадимовича Емельянова — певца, педагога и методиста, чья обучающая программа за последние 40 лет изменила подход к работе с голосом в хорах и классах по всей стране и за ее пределами. В зале были ученики, коллеги и друзья, на сцене звучала оперная классика, русская и итальянская.

Виктор Емельянов — ленинградец, родился 6 октября 1945 года. Формально его путь выглядит тривиально: училище при ЛГК им. Римского-Корсакова (артист музыкальной комедии), Новосибирская консерватория им. Глинки (оперный и концертный певец, преподаватель), аспирантура Гнесиных с научным руководителем проф. Л. Б. Дмитриевым, степень кандидата педагогических наук. Но он сам уточняет, что главное родилось не благодаря, а вопреки.

«Я счастливый человек, всю жизнь занимаюсь тем, что мне интересно, и это занятие кормит меня хлебом насущным. Но мою обучающую программу я создавал как ответ на неэффективность традиционного “класса сольного пения”», — говорит маэстро в мини-интервью изданию OK!

Праздничный вечер стал живым подтверждением его слов. На сцену, кроме юбиляра, выходили титулованные, знаменитые артисты, чьи биографии связаны с методом Емельянова. Они исполнили произведения мировой музыкальной классики. Среди них были кавалер Ордена служения искусству, лауреат международных конкурсов, экс-солист Большого театра Сергей Гайдей, кавалер Ордена за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, лауреат международных конкурсов Марина Арендарева, лауреат международных конкурсов, солистка Михайловского театра Светлана Мончак и многие другие.

К роялю вышел и сам юбиляр и спел романс Фиеско из «Симона Бокканегры» Верди. Пауза после последней фразы была длиннее аплодисментов — тот редкий случай, когда тишина громче.

О сути своей школы Емельянов говорит прямо: «Я создал алгоритм — правила точных действий в развитии голоса. Этим алгоритмом пользуются сотни, даже тысячи специалистов в хоровых студиях, музыкальных школах, домах культуры. Главное — каждого человека можно научить петь. Даже того, про кого обычно говорят, что ему медведь на ухо наступил. Чудес я не совершаю, чудеса совершает сам человек, когда верит, что может».

Отдельная тема в биографии Виктора Емельянова — детские хоры. По словам педагога, именно здесь произошел тихий переворот. «Раньше в условном “пионерском” пении солистов было очень мало. За сорок с лишним лет, как хормейстеры пользуются моей программой, солисты появляются в каждом хоре, в каждой партии, и многие идут в профессию», — говорит он.

По поводу современной эстрады Виктор Вадимович говорит прямо, без осуждения, но и без снисхождения: «Те звуки, которые иногда слышишь у рок-певцов или у эстрадных вокалистов, порой вызывают желание отправить человека к фониатру, а иногда и к психиатру, — улыбается он. — Когда пение целиком завязано на микрофон и на эффектные, но вредные для голоса приемы, это уже не искусство звучащего тела, а трюк».

О нынешних тенденциях мастер рассказывает без иллюзий, но и без пессимизма. «Микрофонизация изменила картину, появилась поп-опера, где нет больших естественных голосов. Но опера живет. В Большом, в “Геликон-опере”, у Станиславского и Немировича-Данченко полные залы. Культура звукозаписи дала возможность слушать Карузо и сегодня, а значит, любить пение заново», — подытоживает Виктор Емельянов.