«Быть любимым, а не правым»: Михаил и Екатерина Гребенюк о любви, семье и деньгах
Михаил Гребенюк и его супруга Екатерина поделились секретами успешного бизнеса и крепкого брака.
Вы познакомились очень рано — в 16 и 18 лет. Как произошел переход от дружбы к отношениям и по чьей инициативе?
Екатерина: Я понимала, что Миша знает обо мне столько, сколько, возможно, даже мой будущий муж знать не будет. Я искренне верила в дружбу между мужчиной и женщиной и могла рассказать ему абсолютно всё. При этом мы были просто друзьями, без намеков на романтические отношения. На сближение ушло около двух лет.
Ключевым моментом стали поездки на международные турниры — мы много путешествовали, жили в одной комнате, чтобы сэкономить, вместе справлялись со всеми трудностями.
Из очередной поездки на соревнования в Австрию мы вернулись уже в статусе пары. Меня всегда подкупала его забота в бытовых ситуациях — например, Миша всегда застилал мне постель в поезде. Постепенно партнерство переросло в крепкую дружбу, а дружба — в любовь. Миша первым понял, что наша дружба перерастает во что-то большее, и проявил инициативу.
Михаил, тогда вопрос вам. В какой момент вы поняли, что перед вами «та самая» девушка, с которой вы готовы идти по жизни?
Михаил: В самом начале отношений я решил взять «тайм-аут» и побыть один. Был молодой и хотелось «погулять». Но в разлуке чувство, что Катя — тот самый человек, только усиливалось. Тогда я приехал к ее дому, рассказал об этом — и больше мы никогда не расставались.
У вас пятеро детей. Планируете пополнение? И в чем принципиальная разница, на ваш взгляд, между статусом родителей одного ребенка и многодетных мамы и папы?
Михаил: Мы с Катей всегда хотели большую семью и много детей. Насчет пополнения — как Бог даст, не будем загадывать.
Разница в том, что перестает хватать времени на каждого ребенка в отдельности, и появляется постоянное чувство, что ты недостаточно проводишь времени с детьми. Хочется больше, а больше никак — потому что их пятеро, плюс работа, личная жизнь. Но в то же время растет понимание ценности времени: стараешься качественно проводить с детьми каждую свободную минуту, а не просто быть рядом.
Многие пары сталкиваются с кризисом после рождения первенца: новая ответственность, новые роли. Как вы проходили этот этап?
Михаил: У нас получилось так, что в семью пришла беда. В середине беременности мы узнали о проблемах с сердцем у Елисея и о том, что нужно делать сложную операцию в Германии. Следующий год был боевым: я постоянно работал, чтобы оплатить клинику, но в итоге всё равно пришлось занимать у знакомых. После родов жил на два города: будни в Москве, выходные — в Мюнхене, и так до тех пор, пока Елисея с Катей не выписали. Получается, нам просто некогда было думать о кризисах — мы вместе боролись за жизнь и здоровье сына.
Вы не скрываете, что устраиваете свидания раз в месяц. Нужен ваш совет: как сделать так, чтобы традиция не превратилась в рутину?
Екатерина: Это не совсем обычные свидания. Мы спрашиваем друг друга, что можем изменить, чтобы отношения вышли на новый уровень, и откровенно отвечаем. В результате получается список изменений, над которыми мы готовы работать. Через месяц начинаем с обратной связи.
Еще один вид свиданий — когда мы пишем свои цели. Суть в том, чтобы прислушаться к себе, немного помечтать. Это мотивирует воплощать идеи в реальность.
Спустя 16 лет брака между вами по-прежнему есть «искра». Как вам удается сохранять страсть на долгой дистанции?
Екатерина: В нашей семье на первом месте каждый сам у себя. На втором месте — мы как партнеры друг у друга, и только на третьем — дети. Не пугайтесь, это только концепция. В жизни, безусловно, важен тонкий баланс.
Дети, кстати, разделяют такой подход — они растут самостоятельными и свободными, уважают наше и свое время. Я уверена, смогут выстроить гармоничные отношения уже в своих семьях. Главное, что они запомнят не раздраженных и вечно уставших родителей, а атмосферу тепла и любви, которая царит в нашем доме.
Михаил, вы открыто говорите о «зарплате жены» и, можно сказать, популяризируете эту тему. Почему для вас это важно?
Михаил: Для меня это, в первую очередь, мощная мотивация. Чтобы радовать Катю, мне нужно зарабатывать больше. Нам, мужчинам, много не надо в плане «хотелок». Люди, у которых есть «хотящая» жена, обычно более состоятельны, потому что женщина ставит сверхцели.
В еженедельную «зарплату жены» входят оплата няни, водителя, продуктов, кружков детей, одежды, всех ее женских штучек и процедур. Сумма каждый год индексируется с учетом инфляции. Я считаю, что это лучший способ сделать женщину счастливой — ее чувство комфорта, безопасности и уверенности распространяется на всю семью.
Для многих пар финансовый вопрос становится критическим и приводит к расставанию. Как выстроить здоровые денежные отношения в семье на начальном этапе?
Михаил: Важно принимать ситуацию. Если парень не зарабатывает много в молодом возрасте — это нормально: многие в 22–24 года только заканчивают университет. Совет девушкам: если любите и верите в человека, и у вас общие цели — просто наберитесь терпения.
У нас доходило до того, что Катя за меня платила: дважды за кино и один раз за метро. У меня не было денег вообще. Тогда она сказала: «Вырастешь — отдашь». Мне как мужчине было безумно стыдно. До сих пор стрессую, если не могу ей что-то купить.
У вас есть общий вишлист-чат с целями и желаниями. Какие пункты из него уже реализовали, а что пока остается в мечтах?
Михаил: В мечтах — свой дом. Тот, где живем, пока арендуем. Позволить себе подходящий дом на такую большую семью с пятью детьми, собаками и нянями пока не можем.
Зато реализовано большинство целей: путешествия, подарки родителям — машины, себе купили авто, о котором мечтали. Катя очень хотела сумку Birkin — со временем получилось подарить.
Вы обсуждаете финансы и крупные покупки в семье?
Михаил: Многие мужчины не посвящают жен в бизнес-вопросы, считая, что женщины в этом ничего не понимают. Мы с Катей после свадьбы сделали систему семейных финансов: она начала получать 10% от всех моих доходов. Осознав, что чем больше прибыль бизнеса, тем больше ее личный фонд, она стала больше интересоваться, как у меня дела в компании.
По вечерам она не просто слушала, как прошел день, а задавала прямые и точные вопросы. Меня это сильно мотивировало, потому что я понимал, что трачу время неэффективно, и нужно что-то менять.
Со временем мы стали планировать статьи расходов фиксированными суммами, а всё, что сверх — откладываем на крупные покупки.
Михаил часто повторяет, что построил бизнес благодаря вам, Екатерина. Речь о ваших деловых советах?
Екатерина: Миша смог построить систему, в которой наша большая семья и мое состояние — не помеха бизнесу, а топливо. Вместо того чтобы тонуть в рутине, я могу заниматься собой и с радостью встречать его вечером, а не валиться с ног. Я становлюсь источником энергии, который помогает ему покорять бизнес-высоты. Это взаимная поддержка: его успех дает нам комфорт, а мое ресурсное состояние помогает ему приумножать этот успех.
Михаил: Катя с пониманием относится к моему графику, она очень нежная и заботливая. Например, если я вечером закрываюсь и играю в «Доту», она даст мне это пространство — более того, принесет чай, бутерброды, нарежет фрукты. И, конечно, она очень женственная. А мужчины любят глазами.
Какие ваши личные достижения и достижения как пары вы считаете самыми значимыми?
Михаил: Создать большую семью с пятью детьми, сохранив при этом любовь и страсть друг к другу.
В чём секрет вашей «командности»: как вы помогаете друг другу в бизнесе и быту?
Михаил: Главное — не лезть с советами без запроса. У Кати есть свой проект KIDIN, и если она не спрашивает — я не вмешиваюсь.
Я понял, что ей дома нужен муж, который слушает, поддерживает и любит, а не коуч. Видел однажды совет: «Если женщина спрашивает совета — ей не нужно решение, ей нужна поддержка и вера. Она сама знает ответ».
Я перестал играть спасателя. Не лишаю ее самореализации.
Как вы считаете, можно ли научить наследников быть успешными? Чему вы стараетесь учить детей?
Михаил: Учим самостоятельности и ответственности. Однажды сын капризничал, потому что ему подали варенье отдельно от блинчиков. Вечером мы разбирали, что значит «самостоятельность». Елисей сказал: «Это когда я сам делаю то, что должен делать». А ответственность — «когда пообещал и сделал».
Мы устроили челлендж: за каждый самостоятельный поступок — плюсик, за неубранную тарелку или куртку — минус. Если плюсов будет достаточно — получит приставку, о которой мечтает. Прогресс колоссальный: Елисей стал убирать за собой и за сестрами.
У нас есть несколько важных принципов. Во-первых, мультики — максимум 20 минут в день, чтобы дети познавали мир, а не залипали в экран. Во-вторых, никогда не наказываем имуществом, не отбираем то, что уже есть, но можем отложить запланированную покупку. В-третьих, если произошел серьезный проступок — разговор вечером, с фразой: «Нас ждет серьезный разговор. Подумай пока, о чём». Кстати, в бизнесе с сотрудниками это работает так же: ожидание наказания гораздо эффективнее, чем само наказание. Плюс, стараемся беречь детей от травм, с которыми им потом жить.
Если бы вы могли дать всего один совет парам, которые только начинают совместный путь, что бы это было?
Михаил: Мой отец на свадьбе сказал отличный тост: «Всякий раз, когда ты будешь ругаться с женой, спроси себя — ты хочешь быть правым или любимым?»
К сожалению, многие выбирают первое. Это удобная позиция — не нужно страдать, рефлексировать, меняться. Но вряд ли от этого будет большой рост. Я выбираю быть любимым, а не правым.