Последний крик моды: как уход иностранных брендов скажется на российском рынке

Разбираемся с экспертом по стилю Олесей Дмитриевой.

Олеся Дмитриева

Привычные нам fashion-бренды заявляют о приостановке своей деятельности, как полной, так и частичной. Первыми эти ряды пополнили H&M Group и испанский бренд Mango. При этом надо отметить, что Россия занимала седьмое место по объемам продаж товаров шведской марки во всем мире. Asos и Farfetch  приостановили доставку в Россию. Adidas, Nike, Puma, Tommi Hilfiger,  Helly Hansen , Crocs, Levi`s, Uniqlo, Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Oysho, Stradivarius – этот список бесконечен.

Люксовый онлайн-ритейл для россиян закрыт полностью. Chanel, Hugo Boss, Louis Vuitton, Saint Laurent, Gucci, Balenciaga и Alexander McQueen, Hermès, Cartier закрывают свои бутики. Компании Estée Lauder,  Sephora, Shiseido прекращают поставки продукции российским ретейлерам. Swarovski, Victoria’s Secret, Mothercare и многие другие закрывают свои магазины друг за другом.

Надо понимать, что решения, которые принимают компании, обусловлены не только политическими, но и логистическими причинами. Даже при желании остаться, уйдет время на то, чтобы создать новые маршруты и логистические цепочки.

Помимо этого с 2017 года уже наблюдалось ежегодное снижение количества магазинов иностранных одежных ритейлеров на территории России.  С рынка ушли 38 иностранных компаний. В их числе Next, Superdry, Under Armour, Karen Millen и другие бренды. Причинами были вялый покупательский спрос и низкий курс рубля, негативно сказывающиеся на маржинальности бизнеса.

Legion-Media

В Российском одежном ритейлере наоборот обозначилась динамика развития. С 2019 года компании сместили фокус с количественного роста на качественное развитие. Началось внедрение IT-решений, развитие онлайн-канала продаж; эффективность коммуникации с потребителем и повышение лояльности. На данный момент российский сегмент представлен такими брендами, как Lime, Toptop, Zarina, Sela, ostin, mollis, Incity, Love Republic, Gloria Jeans, Befree и другими.

Можно ли считать эту ситуацию шансом вырваться вперед для российских производителей? С одной стороны, да, так как высвободятся более удобные торговые площади, которые могли быть заняты. Помимо этого ограниченность ассортимента, сведет выбор покупателей к имеющимся магазинам и брендам. Персонал, оставшийся без работы, будет создавать конкуренцию на рынке, что увеличит стандарты и вероятно уменьшит или сохранит без роста заработную плату на рынке труда. Все это будет иметь позитивное значение.

Legion-Media

Но есть и другие моменты. Российские бренды используют преимущественно импортное сырье, из которого складывается стоимость товара.  Помимо этого компании производит значимую часть продукции за рубежом, что напрямую связано с валютными колебаниями. Все эти факторы непременно увеличат стоимость продукции.

Думаю, можно с уверенностью сказать, что вскоре к нам массово начнут приходить азиатские бренды, поскольку рынок становится свободнее, а как говорится, «свято место пусто не бывает». Крупные международные компании уделяют огромное внимание контролю качества. Это вопрос репутации и лояльности покупателей. Можно ли будет говорить о высоком качестве товаров тут – наверное, нет.

Вероятно, возрастет количество индивидуального пошива в ателье. Однако, тут есть свои сложности, так как оборудование, сырье и фурнитура в основном импортные. Помимо этого, область довольно не развитая и будет наблюдаться дефицит кадров в этой сфере.

Как это скажется на покупателях и кем заменить иностранных ритейлеров, в случае их ухода, сказать довольно сложно. Пока еще рано говорить о сложившейся ситуации и об окончательных решениях, которые будут приниматься. В любом случае потребители станут еще рациональнее – снижение доходов, неуверенность в завтрашнем дне будут сдерживать спрос россиян.