Ванесса Кирби о «Мире грядущем»: «Этим фильмом мы даём голос тем женщинам, у которых никогда не было шанса высказаться»

В ожидании Каннской премьеры “Петровых в гриппе” продюсерской компании Hype Production Ильи Стюарта и Мурада Османна, в онлайн-кинотеатрах вышел “Мир грядущий” - новый проект этих продюсеров.

Драма Моны Фастволд об истории любви двух молодых женщин в небольшом городке в штате Нью-Йорк в середине 19 века прошлой осенью завоевала награду на Венецианском кинофестивале как лучший LGBTQ-фильм 2020 года. Главных героинь сыграли номинантка на “Золотой глобус” и “Оскар” Ванесса Кирби и звезда “Фантастических тварей” Кэтрин Уотерстон. Роли их мужей достались номинанту на “Золотой глобус” Кристоферу Эбботту и обладателю “Золотого глобуса” и “Оскара” Кэйси Аффлеку, который также выступил продюсером этого фильма. Колумнист ОК! Юлия Чарышева-Лоло поговорила с Ванессой Кирби и узнала, чему ее научил этот проект. 

Вы узнали что-то новое, готовясь к съемкам этого фильма?

После того как я прочла сценарий, я сразу же погрузилась в подготовку к роли. Мне хотелось понять, что из себя представляла жизнь в 1860-х годах, к слову, это же было относительно недавно. Я была поражена тому, насколько мало я знала об этом периоде, не осознавала, насколько много ограничений было в жизни женщин в то время. Они даже не могли самостоятельно выбрать, чем заняться после обеда. Эти женщины, по сути, наши прапрабабушки, не могли принимать никаких решений за пределами дома, семейный быт был их единственной прерогативой. Они всецело принадлежали своим мужьям, а их время было посвящено исключительно домашним дела и мужьям. И я поняла, насколько наша жизнь сейчас изменилась. В моей реальности я сама могу распоряжаться своим временем и планировать свою жизнь, знать, что люблю, и выражать свои собственные чувства. Именно поэтому для меня было очень важно рассказать эту историю. О жизни этих женщин ничего не известно, не осталось никаких свидетельств того, чем они жили, о чем мечтали, что занимало их воображение. Я счастлива, что этим фильмом мы даем голос всем тем женщинам, которых мы успели забыть, и у которых никогда не было шанса высказаться. 

В конкурсе Венецианского кинофестиваля прошлой осенью были представлены сразу два фильма с вашим участием - “Мир грядущий” и “Фрагменты женщины”. Как вы думаете, что объединяет ваших героинь?

На самом деле, это все было немного странно, потому что я снималась в этих проектах сразу друг за другом, практически паралелльно. В какой-то момент мы репетировали “Фрагменты женщины”, и я смогла улететь на два месяца на съемки летних сцен “Мира грядущего”.  Затем я ненадолго вернулась на репетиции в Нью-Йорк, и мне снова пришлось улетать на съемки уже зимнего периода “Мира”. Но у нас был один и тот же монтажер на обоих проектах (Давид Янчо - прим. ОК!), а режиссеры - Мона Фастволд и Корнел Мундруцо (режиссер “Фрагментов женщины - прим. ОК!) знают друг друга уже много лет. Более того, и в том, и в другом фильме главные героини переживают потерю ребенка, оба фильмы - своего рода поэмы о горе. Я считаю большой удачей возможность сыграть такую героиню, как Талли в “Мире грядущем”, она экстраверт и мыслит вне рамок, навязаваемых ей обществом, вне границ, в которых она чувствует себя загнанной в угол. Она осознает, как много ограничений в ее жизни, но ее воображение сильнее этих ловушек. Думаю, если бы Талли жила в наши дни, она смогла бы добиться больших успехов. И затем мне предстояло сыграть Марту, которая очень замкнута: ее боль не выходит вовне, а концентрируется в ее душе. По сути, я сыграла героинь, живущих на двух противоположных границах эмоционального спектра, и эти девушки заставили меня задуматься о моем детстве. В нашей семье не было кинематографистов, все были далеки от творческих профессий, но дома был тем местом, где я чувствовала себя предельно живой, где никто и никогда не осуждал меня. Только дома я всегда могла быть самой собой. И независимо от того, какую бы драму мне не приходилось играть в кино, дом всегда остается моей тихой гаванью, где я абсолютно счастлива. “Мир грядущий” дал мне понять, насколько свободным ребенком я росла. Не представляю, что родители могли бы диктовать мне, за кого мне выйти замуж. Я благодарна тому фильму за то, что я смогла это осознать.

Вы сознательно выбираете те роли, которые позволяют вам высказаться в защиту женщин?

И “Мир грядущий”, и “Фрагменты женщины” стали для меня в этом смысле своеобразной отправной точкой. Не думаю, что еще лет пять назад фильм о женщине, потерявшей ребенка, или фильм о женщине, потерявшей ребенка и влюбившейся в другую женщину, нашел бы хоть какое-то финансирование. К тому же роль Марты во “Фрагментах женщины” стала моей первой главной ролью после 12 лет актерской карьеры, а “Мир грядущий” потому и носит такое название, что мы смогли перешагнуть в новый мир, отличный от того, в котором живет Талли. Все те женщины дали нам, современным женщинам, возможность наслаждаться своей свободой. Они - часть нашей ДНК. Эта мысль мне очень помогает взбодриться всякий раз, когда мне грустно или тяжело. Эти фильмы меня очень вдохновили, я решительно настроена на поиск новых сюжетов, которые смогут рассказать подобные истории. 

Что произвело на вас самое сильное впечатление на съемках “Мира грядущего”?

Эбигейл (Кэтрин Уотерстон) и Дайер (Кэйси Аффлек) - фермеры. Моя героиня Талли не много делает своими руками, но она собирает бабочек, она - своего рода истинный натуралист. Мы снимали часть сцен в Румынии, где мы нашли невероятной красоты долину буквально на краю света, где наш режиссер Мона решила построить съемочную площадку. Ближайший дом находился от нее в часе ходьбы. В первый же съемочный день я сломала щиколотку, поскользнувшись на лестнице во время одной из сцен. Оставшуюсю часть съемок я провела на костылях, а иногда и в инвалидном кресле, поскольку я уже не могла самостоятельно забраться на те крутые холмы, которые окружают дома наших героев. В итоге Талли так часто сидит в фильме, потому что я физически не могла ходить. Но я даже рада тому, что мы снимали все это на дикой природе, если бы мы снимали в павильоне, это было не так аутентично. В сценарии была одна реплика, которая вдохновила весь фильм. Джим Хансен, написавший короткий рассказ и на его основе сценарий “Мира грядущего”, нашел эти слова в письме, которое он обнаружил в одном из архивов. Они звучали так: “Моя лучшая подруга переехала, и я не знаю, увижу ли ее я вновь”. И это предельное четкое описание того одиночества и изоляции, в которой живут наши героини.

Для вашей героини приготовление еды - способ эмоциональной связи с друзьями. А вы любите готовить?

Честно скажу, я никогда не умела хорошо готовить, но на карантине стала неплохим поваром. Кстати, жизнь на карантине мне чем-то напомнила наш “Мир грядущий”, потому что вся наша реальность была сконцентрирована в пределах наших домов. Я поняла, что я заперта в четырех стенах, и внезапно открыла для себя домашний быт. Мы живем вместе с сестрой, и к счастью для нас, мы смогли наладить ежедневную рутину. Мы готовили обед, затем что-нибудь на ужин, еще у нас появилась суповарка, и мы все время готовили какие-то странные супы, а еще у нас постоянно что-то подгорало на сковороде (смеется). В “Мире грядущем” кухня была центром вселенной для женщин: они готовили, накрывали на стол изо дня в день. Это очень чувствуется в одной из финальных сцен, когда Талли и ее муж Финни (Кристофер Эбботт) садятся ужинать в новом доме после переезда, и на столе появляется суп с горошком и морковкой. Очередной раз начинаешь понимать, как же повезло современным женщинам.